Цифровая трансформация

Целесообразность и актуальность решаемых задач

Создание практики – январь 2019 года – связано с реализацией подпроекта “Цифровая образовательная среда” Национального проекта “Образование” и Государственной программы Иркутской области “Развитие образования” на 2019-2024 годы на территории города Братска.  Реализация практики проходит в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 18” муниципального образования города Братска, при поддержке ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”.

Практика рассчитана на долгосрочную реализацию, потому что результаты создания оптимальных условий для развития единой информационной системы, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, возможно увидеть как минимум через три года. Таким образом, сроки реализации практики: январь 2019-май 2022 гг.

Целью практики “Цифровая трансформация” является создание единой информационной системы, обеспечивающей условия для развития цифровых компетенций у всех участников образовательных отношений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование цифровых компетенций участников образовательной деятельности: учащихся, педагогов, родителей;
  2. Создание условий для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательных отношений;
  3. Введение дистанционного обучения в образовательную деятельность;
  4. Управление образовательной деятельностью с использованием цифровых технологий;
  5. Обеспечение информационной безопасности в школе;
  6. Функционирование on-line представительства образовательного учреждения и школьного пресс-центра;
  7. Распространение практики в области использования цифровых технологий.

Для развития цифровых компетенций обучающихся школа заручилась поддержкой организаций:  ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”, АНО ДПО “Открытый молодёжный университет”, АНО “Центр развития молодежи” г. Екатеринбург, Муниципальным информационно-библиотечным центром. Также активно используются ресурсы Российской электронной школы, он-лайн школы “Фоксфорд”, интерактивной образовательной платформы “Учи.ру”, сайтов “Билет в будущее”, “Проектория” и LECTA. Наряду с очным, очно-заочным и семейным обучением используется дистанционное обучение. Участники образовательных отношений имеют возможность использовать в своей работе цифровые образовательные инструменты. Такие, как интерактивные листы Wizer.me, Googleforms, веб-квесты learnis и многое другое. Для организаций конференций используются платформа Zoom и мультиплатформенный сервис видеоконференций с открытым исходным кодом Jitsi. Для индивидуальных консультаций и обучения на дому –  Skype.

Учителя школы, являясь участниками муниципальной педагогической мастерской “Мастерская дистанционного урока” МАУ ДПО “Центр развития образования”, имеют уникальную возможность не только знакомиться с ресурсами, но и создавать собственные учебные занятия obrbratsk.ru.

Уже на протяжении нескольких лет в школе введена и каждый год совершенствуется электронная рейтинговая таблица учащихся. В нее педагоги вносят результативность участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах в течение учебного года. В зависимости от статуса (муниципальный, региональный, всероссийский, международный; формы проведения (очный, заочный) и результата учащегося (победитель, призёр, участник) учащийся получает баллы. В таблице автоматически просчитывается рейтинг учащихся как по классу, так и по школе в целом. На основе этого рейтинга наиболее активные и успешные дети приглашаются на праздник “За честь школы”, где их награждают грамотами, денежными премиями, знаками отличия.

У педагогов школы отмечается высокий уровень общей мотивации к повышению цифровой компетентности, но возникают выраженные трудности на этапе конкретизации целей и желаний в освоении цифрового мира, связанные с недостатком знаний и нежеланием совершенствоваться в определенных областях. Поэтому образовательные программы для педагогов обязательно включают мотивационный компонент, направленный на постановку конкретных целей, демонстрацию возможностей и важности обучения. В школе выстроена система корпоративного и внутрикорпоративного обучения. Ежегодно реализуется перспективный план повышения квалификации по информационному направлению, включающий следующие форматы.

  1. Очные и дистанционные курсы повышения квалификации, наиболее востребованные из которых “Проектная деятельность в информационной образовательной среде (85% педагогов), “Современные образовательные информационные технологии в работе учителя (по предметным направленностям)” – 57% педагогов, “Особенности работы с интерактивной доской SMART” (15% педагогов), “Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования”, “Сервисы Google как инструменты практической реализации ФГОС”, “Интерактивные рабочие листы в работе педагога”.
  2. Обучающие семинары: Обучение облачным технологиям (45% педагогов), Возможности образовательных ресурсов и сервисов корпорации “Российский учебник” (85% педагогов).
  3. Работа в муниципальных сетевых сообществах города. С сентября 2019 года на территории МО г. Братска МАУ ДПО “Центр развития образования” организована деятельность Мастерской дистанционного урока. Участниками Мастерской от школы стали шесть педагогических работников, владеющих информационными технологиями и желающих совершенствоваться в данном направлении. В течение учебного года педагогами было разработано 97 уроков с использованием различных сервисов, позволяющих перевести часть уроков, в том числе в индивидуальных учебных планах, в дистанционный формат.

Активно проходит взаимообучение педагогов внутри школьных методических объединений.

Родители и представители социума демонстрируют наиболее высокую цифровую компетентность по компоненту знаний, позволяющему решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями (потребительская и техническая компетентность). Мы предоставляем возможность для развития данных компетенций:

  1. Совместное решение проблемных заданий, поисковых задач с учащимися и родителями на образовательных модулях – прохождение квестов с применением QR-кодов;
  2. Углубленное изучение информатики и физики в 11 классах при поддержке ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”;
  3. Обучение учащихся основной и средней школы в системе “Умный дом” преподавателями и студентами ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”;
  4. Обучение пенсионеров компьютерной грамотности в рамках социального проекта “Школа социального опыта”;
  5. Использование облачных сервисов (Google формы) в течение учебного года: опросы на сайте школы и в родительских чатах, заполнение рейтинговых таблиц участия учащихся;
  6. QR-коды на информационно-обучающих стендах школы;
  7. Ссылка на сообщество “Школа № 18” ВКонтакте с актуальной информацией.

Более 40% родителей и представителей социума готовы активно учиться в обучающих программах, направленных на развитие мотивации и целеполагания.  Например, в рамках события Наумов день родители 1-11 классов получили опыт работы в Tinkercad по 3d моделированию.

Уже пять лет управление образовательной деятельностью осуществляется с помощью платформы Dnevnik.ru. В данном сервисе ведется электронный журнал и дневник, составляется расписание уроков, формируются отчеты, организовывается обратная связь с учащимися и их родителями. Учет контингента учащихся ведется в единой федеральной межведомственной системе”Контингент”в рамках Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

В библиотеке школы установлена и используется программа “Школьная БИБЛИОТЕКА” в редакторской версии “Учебники”, предназначенная для выполнения операций учета движения учебной литературы (school-libray.ru). Учет ведется как в самой школе (поступление, выдача, возврат, устаревание, списание), так и в пределах г. Братска целом – в рамках обменного фонда. Благодаря “Школьной БИБЛИОТЕКЕ” библиотекари школы имеют исчерпывающую информацию о состоянии материальной базы библиотеки в области обеспеченности учебниками, текущей потребности в учебниках, актуальности имеющихся учебников и прочее. В программе возможно сформировать большое число отчетов: книга суммарного учета, общая потребность и обеспеченность, поступление по годам и списание, контроль излишков и устаревания литературы и другие.

Таким образом, целесообразность и актуальность решаемых задач подтверждается тем, что использование разнообразных ресурсов способствует созданию единой информационной системы, обеспечивающей условия для развития цифровых компетенций у всех участников образовательных отношений.

Целевая установка практики “Цифровая трансформация” соответствует потребностям благополучателей с учетом преемственности: участников образовательных отношений и социума (родителей и социальных партнеров).

 Инновационность предложенных идей по решению поставленных задач

Инновационность предложенных идей практики “Цифровая трансформация” заключается прежде всего в том, что создаваемая единая информационная система объединяет участников образовательных отношений и социум. И в этом взаимодействии решаются поставленные задачи.

В рамках реализации практики “Цифровая трансформация” проходит формирование современной и безопасной единой информационной системы по следующим направлениям: управление образовательной деятельностью, on-line представительство школы (school18.bratsk.ru, vk.com/school18bratsk), формирование цифровых компетенций участников образовательной деятельности, использование цифровых образовательных инструментов,  дистанционное обучение, обеспечение компьютерной техникой и цифровым оборудованием, администрирование локальной сети, обеспечение информационной безопасности, организация работы школьного пресс-центра.

Соответствие целевой установки сути решаемых проблем

Целевая установка – создать единую информационную систему, обеспечивающую условия для развития цифровых компетенций у всех участников образовательных отношений – соответствует сути решаемых проблем

Одной из главных проблем, препятствующих качественной реализации поставленной цели, является уровень цифровых компетенций учителя. Для решения этой проблемы в школе действует система курсовой подготовки педагогов: курсы повышения квалификации, сертифицированные семинары ведущих специалистов и корпораций: Учи.ру, ЦОО “Нетология групп”, Российский учебник, Мобильное Электронное образование, Центр смешанного образования.  Педагоги повышают свою профессиональную квалификацию в сетевом взаимодействии педагогических работников образовательных учреждений, организованном МАУ ДПО “Центр развития образования”  МО города Братска. Совершенствуют и транслируют свой опыт в Школе современного педагога, Школе качества, Школе совершенствования педагогического мастерства и педагогической мастерской по направлению “Мастерская дистанционного урока”.За период реализации практики “Цифровая трансформация”36 педагогов (78%) прошли повышение квалификации.

Педагоги имеют возможность познакомиться с современными информационными технологиями в образовании на выездных событиях. Так,  в ноябре 2019 года группа педагогов побывала на Фестивале Geek Teachers в г. Красноярске (vk.com, vk.com). Организаторы Фестиваля предоставили обзоры приложений, обучающие видео о сервисах для уроков, подборки полезных книг и материалы к урокам.

В результате ежегодно увеличивается количество педагогов, имеющих свой сайт и активно его использующих в образовательной деятельности: при подготовке к Всероссийским проверочным работам и Государственной итоговой аттестации, решению проектных и исследовательских задач, планированию учебных занятий. Сейчас это  20 педагогов (37%). Также на всех уровнях образования педагоги продуктивно применяют возможности интерактивного оборудования: интерактивные доски, цифровой микроскоп, документ-камеру.

Проблемой создания единой цифровой системы в школе становятся и другие факторы. Например, динамичное развитие цифровой среды и постоянное появление новых сервисов. Возможности сетевых сервисов на сегодняшний день безграничны, поэтому в нашем педагогическом коллективе развиваются и поощряются компетенции, связанные с самостоятельным мониторингом новых образовательных инструментов, поиском продуктивного опыта их использования. Организован обмен опытом внутри коллектива, а также проводятся консультации педагогов (vk.com).

Следующим фактором риска является обновление педагогического коллектива и появление новых коллег, не знакомых со сложившейся профессиональной культурой. Здесь главенствующую роль берет на себя система наставничества, которая призвана обеспечить устойчивость профессиональной культуры в школе. Для более успешной адаптации  молодых специалистов к требованиям учреждения и должности, для развития их профессиональной деятельности педагогов курируют руководители школьных методических объединений и педагоги-наставники. Наиболее продуктивно поставленные задачи решает преемственность педагогов начального, основного и среднего уровней. Пример такого взаимодействия – Пригласительные мастерские преемственности в 4-х классах. В течение учебного года учителя-предметники из основной и средней школы планируют и проводят занятия с учащимися 4-х классов.  Еще один пример – планирование обучения посредством подхода Lesson Study. При планировании уроков (занятий) педагоги не делятся на молодых и стажистов, а дополняют друг друга для единой цели – повышения качества обучения каждого учащегося.

Еще одним вполне прогнозируемым и объяснимым фактором риска является проявление угасания “эффекта новизны”, интереса к работе в цифровой образовательной среде. Для минимизации данного фактора администрацией школы и командой практики “Цифровая трансформация” предпринимаются следующие шаги:

  • раскрываются новые возможности цифровых технологий в образовательной, проектной деятельности, в самообразовании, в дистанционном обучении;
  • проводится непрерывная модернизация компьютерной техники и цифрового оборудования;
  • транслируется инновационный педагогический опыт.

В современных условиях, как никогда, актуальным становится вопрос устаревания техники и нехватки материальных средств на её замену, приобретение современного программного, антивирусного обеспечения и др. Выходом из данной ситуации становится участие образовательной организации в грантовых конкурсах и привлечение социальных партнеров. Так, команда школы принимала участие в Грантовых конкурсах Благотворительного фонда “Сибирский характер”, Президентского фонда, Рыбаков фонда.

Наличие результатов, направленных на изменение ситуации, по итогам реализации практики

Реализация практики “Цифровая трансформация” ведет к изменению ситуации, связанной с созданием единой информационной системы.

On-line представительство школы:

Информационная открытость школы создается посредством официального сайта в сети Интернет (school18.bratsk.ru). На сайте размещается официальная информация образовательной организации, нормативные документы, образовательные программы и другие нормативные документы в соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, Национального стандарта ГОСТ Р 52872-2012 “Интернет-ресурсы”, Требований доступности для инвалидов по зрению. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 531-ФЗ наши серверы расположены на территории Российской Федерации.  Для знакомства участников образовательных отношений и социума с информационной безопасностью на школьном сайте создан специальный раздел, доступный всем пользователям.

Учащиеся, их родители и педагоги ежегодно принимают участие во всероссийской акции “Цифровой диктант”, которая является самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности (vk.com).

Для вовлечения в создание цифровой среды всех участников образовательных отношений и социума создано on-line представительство школы в социальной сети ВКонтакте. Это позволяет сделать информационную систему школы более открытой, включить максимальное количество участников образовательной деятельности в решение образовательных задач. Появилась возможность создавать мультимедийный и интерактивный контенты, получать обратную связь от посетителей сообщества, вступать во взаимодействие с представительствами других средств массовой информации и образовательных учреждений, социальными партнерами. Наличие мобильной версии сайта “ВКонтакте” упростило коммуникацию со школьниками, так как именно подростки и выпускники школы являются наиболее активными пользователями мобильного интернета. Пользуются популярностью онлайн встречи с выпускниками нашей школы, которые делятся опытом поступления в высшие учебные заведения, международных стажировок, получения грантов (vk.com).

Администрацией школы регулярно проводятся родительские собрания в режиме видеоконференций. Видео последнего родительского собрания, посвященного организации дистанционного и электронного обучения, проведенное на платформе zoom, набрало вКонтакте свыше 2000 просмотров, что говорит о востребованности данной формы общения среди родителей. В рамках сотрудничества с Рыбаков фондом команда школы участвует в онлайн встречах “Час силы”, целью которых является обмен опытом. В сообществе “Школа – центр социума” социальной сети Facebook наша школа также активный участник.

Формирование цифровых компетенций складывается из четырех составляющих: формирование информационных компетенций, цифровой грамотности, медиа- и технологических компетенций.

– Формирование информационных компетенций:

В рамках урочной и внеурочной деятельности учащиеся учатся грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы, работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, эффективно использовать компьютерные и телекоммуникационные технологии, на основе полученных знаний конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему (vk.com).

Учителями информатики ежегодно проводятся муниципальные события: конкурс-выставка компьютерного рисунка “Мой любимый город” для обучающихся 1-4-х классов образовательных учреждений города Братска, конкурс-игра “КиберЗнайка-Юниор” и “КиберЗнайка-Эрудит”(obrbratsk.ru).

Реализуя проект “Школа социального опыта” учащиеся среднего общего образования обучают компьютерной грамотности людей пожилого возраста, разъясняя на практике, как пользоваться интересующими их ресурсами (создание документов Word, Excell, просмотр видео на канале Youtube, общение при помощи Skype), социальными сетями. Не всегда пожилому человеку понятно, как создать свой аккаунт, загрузить фотографии, установить речевую и неречевую связь с другими пользователями, присоединиться к группам и сообществам (youtube.com).

В школе созданы образовательные зоны. Интеллектуальная зона предназначена для проведения интеллект поединков. Здесь расположены столы для игры в шахматы, шашки, настольный теннис, игра “Поле чудес”. Есть возможность участвовать в командных интернет-проектах, дистанционных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, используя интерактивное оборудование. Данная зона способствует интеллектуальному развитию, мотивации к познанию нового. В профориентационной зоне учащиеся могут пройти тестирование в программе “Профориентатор”, самостоятельно или вместе с куратором примерить на себя рабочую специальность, поработав, к примеру, на гончарном круге или вязальной машине, встретиться с людьми интересных профессий.

– Формирование цифровой грамотности

На уроках информатики, курсах части, формируемой участниками образовательных отношений, учащиеся 5-11 классов изучают цифровую грамотность в том числе через online уроки на платформе знаний “Цифровая грамотность.рф”.

Курсы внеурочной деятельности по бумажной пластике, компьютерному моделированию, куборостроению и робототехнике также способствуют формированию навыков жизни в цифровом пространстве. Изучая IT-технологии, учащиеся повышают свою способность к анализу ситуаций, развивают многозадачность, учатся сопереживанию и умению противостоять стрессовым ситуациям.

Вопрос формирования цифровой грамотности рассматривается не только в отношении детей, но и в отношении учителей, родителей и социума. Для его решения администрация школы приглашает на семинары и родительские собрания специалистов, способных раскрыть значимость данного вопроса. Например, в феврале 2020 года на базе нашей школы прошел Всероссийский форум лидеров образования по вопросам формирования функциональной грамотности школьников (vk.com).

– Формирование медиакомпетенций

Формирование медиакомпетенций проходит как в рамках урочной деятельности, так и в рамках работы школьного пресс-центра, который включает в себя видеостудию “Майский жук”, радио “Перемена”, газету “Майский жук” (vk.com).

Школьный пресс-центр дает учащимся возможность попробовать свои силы в качестве журналиста, телеведущего, аниматора, диктора, верстальщика, оператора, звукорежиссера, почувствовать себя частью социума, сформировать компетенции в направлении мультмедийной журналистики (vk.com).

Работа школьного пресс-центра способствует формированию медиакомпетенции не только у его участников, но и у читателей, зрителей, слушателей, социума в целом.

Представители школьного пресс-центра принимают участие в Фестивалях детских средств массовой информации, конкурсах (youtube.com). В номинации “Журналистика” муниципального фестиваля “Жемчужина Братска”  среди индивидуальных и коллективных работ авторов в возрасте от 12 до 17 лет, опубликованных в средствах массовой информации , пресс-центр школы занял третье место (bratsk-city.ru).

– Формирование технологических компетенций

В рамках реализации новой концепции преподавания предметной области   “Технология” происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных цифровых технологий, ознакомление с новыми профессиями и тенденциями их развитияв соответствии с требованиями к профессиям будущего, обозначенным сайтом “Проектория”.

На уроках технологии и информатики, во внеурочной деятельности учащиеся осваивают основы робототехники, электроники, аддитивных технологий (3D-печать), учатся работать на вышивальных и швейных машинах с числовым программным управлением (ЧПУ) (bst.bratsk.ru).

В рамках традиционного образовательного события “Наумов день” учащиеся проводят для родителей и представителей социума хакатоны, тематика которых направлена на формирование информационной компетентности с учетом запросов, интересов всех участников образовательных отношений: “Моделирование на 3-D принтере”, “Работа на вышивальной машине с числовым программным управлением”, “Использование в работе швейных машин с числовым программным управлением” – соревнования по КУБОРО, Робототехнике (vk.com).

Важным итогом создания единой информационной системы становятся результаты участия учащихся в конкурсных событиях.  Они становятся победителями и призерами регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, олимпиад по информатике, соревнований по робототехнике, Чемпионатов Юниор-Профи, конкурса Профстарт и других событий, связанных с формированием компетенций. Так, последним в ряду значительных побед стал выход двух школьных команд в финал всероссийского кейс-чемпионатаEcoCup 2020 при поддержке Национального проекта “Экология” и ППК “Российский экологический оператор” (vk.com, vk.com)

Использование цифровых образовательных инструментов:

Для реализации основной образовательной программы педагоги используют следующие цифровые образовательные инструменты: электронные учебные системы и платформы (Учи.ру, Российская электронная школа,  Stepik, Яндекс.учебник, ресурсы, предлагаемые АНО “Центр развития молодежи” города Екатеринбурга cerm.ru, МАУ ДПО “Центр развития образования” города Братска, приложения от Дневник.ру и др.), интерактивные рабочие листы (Wizer.me), интерактивные модули (Learningapps.org), авторские инструменты(“Танграм, Колумбово яйцо”,   “Монгольская головоломка. Квадрат Пифагора”, “Робик”), электронные учебные системы и платформы.

Для медиакоммуникации учащихся наиболее приемлемы видеохостингYouTube, социальные сети ВКонтакте, Facebook, облачные сервисы Google диск, Облако mail, on-line уроки (Проектория, Цифровая грамотность, Финансовая грамотность), виртуальные доски (Trello, Padlet), виртуальные лаборатории (КНИ ссылка, где дети или учителя в этих форматах). Так, с 20 по 24 января 2020 года в рамках Мастерской дистанционного урока, организованной МАУ ДПО “ЦРО” г. Братска, прошел онлайн марафон “Трансформация педагога”. В течение этого события шесть педагогов нашей школы активно применяли сервисы и интерактивные приложения, которые осваивали с начала учебного года. Учебные занятия были построены ими на основе сервисов, которые позволяют проводить интерактивные викторины в классе и одновременно проводить опрос всех учащихся. Это  KAHOOT и Quizizz, онлайн доска Padlet, Сhwazi. В конце января 2020 года на базе Центра развития образования педагоги, реализующие дистанционное обучение в городе Братске, обменялись опытом представления информации на уроке, обсудили проблемы и запланировали работу на второе полугодие учебного года.

Родители и социум с целью получения информации и образования используют  видеосервисы (Zoom.us, vk.com, социальные медиа (YouTube, ВКонтакте, Facebook), youtu.be.

Совместная работа над проектами

Проектная деятельность в нашей школе становится ведущей не только в урочной, но и во внеурочной работе. За последний год учащимися и их наставниками разработаны и реализованы проекты не только школьного, но и всероссийского уровней.Для совместной работы над проектами, систематизации информации используется сервис Trello.   Он  позволяет эффективно организовывать работу по японской методологии канбан-досок.

Работа над проектом начинается с формирования команды. Участники регистрируются в системе управления и подключаются к работе. Для организации задач команда создает доску с карточками, которые распределяются по типам. Как правило, задачи разбиваются на запланированные, текущие, выполненные. Для каждой карточки участники проекта дают описание, создают список задач, выбирают ответственного, устанавливают сроки выполнения, загружают вложенные файлы. В процессе работы над проектом карточка переходит в следующую категорию. Например, из запланированной в текущую, а затем в выполненные. В карточках хранится огромное количество информации. Каждый участник проекта подключен на обновления доски и получает все комментарии и изменения в ней. К сервису проектов интегрируется календарь, и это помогает команде распределить время и видеть, какой день наиболее продуктивный.

Одним из примеров использования инструмента Trello является решение практических кейсов чемпионата Ecocup2020.Участвуя во Всероссийском кейс-чемпионате Ecocup-2020 по направлениям “Устойчивое развитие промышленности” и “Управление бытовыми отходами”, две школьные команды, в состав которых входили учащиеся 8, 10 классов и педагоги, всю подготовительную работу осуществляли на сервисе Trello. Это позволяло значительно сэкономить время и улучшить качество работы. Итогом стал выход в финал конкурса обеих команд: “Белые медведи” и “Поколение ЭКО“.

Разработка авторских цифровых образовательных ресурсов:

Педагогами школы разрабатываются авторские цифровые образовательные ресурсы для вовлечения в образовательную деятельность учащихся игрой, с демонстрацией возможностей современных цифровых технологий, из-за чего у учащихся возникает интерес к цифровым технологиям и созданию своих проектов на основе цифровых компетенций. Интерактивные плакаты “Танграм, Колумбово яйцо” и “Монгольская головоломка. Квадрат Пифагора” к курсу внеурочной деятельности “Хочу всё знать” и “Математика и конструирование” позволяют ребёнку на уровне игры получить новые знания о простых предметах из окружающего его мира.

Интерактивный плакат можно использовать не только на электронной доске или компьютере, но и на планшете или смартфоне. Это делает продукт доступным как для работы в школе, так и в домашних условиях. Интерактивные плакаты вызывают интерес у педагогов не только региона, но и Российской Федерации. В 2019-2020 году педагоги, создавшие данный продукт, представляли его в г. Самаре на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций.

Разработка педагогами авторских цифровых образовательных ресурсов способствует развитию профессиональной компетентности учителя, создает условия для раскрытия познавательных способностей учащихся посредством современных интерактивных средств.

Педагогами школы создаются персональные образовательные сайты, которые позволяют применять современные технологии, использовать возможности дистанционного обучения, организовать индивидуальную работу с учащимися, коммуникацию с родителями и социумом, поддерживают имидж современного педагога (geographylesson.ru, https://sites.google.com/site/portfoliozolotuhinojludmily).

Дистанционное обучение:

В рамках муниципального проекта “Цифровая образовательная среда” организовано смешанное обучение. Так, в 10 классе часы предметов углубленного изучения делятся на очное и дистанционное обучение, реализуемое на дистанционной площадке MOODLE в рамках муниципальной педагогической мастерской “Мастерская дистанционного урока”. В работе по индивидуальным учебным планам используются видеосервисы, интерактивные рабочие листы, интерактивные упражнения, виртуальные лаборатории, авторские инструменты.

Информационная безопасность:

Информационная безопасность в школе осуществляется согласно нормативно-правовой базе и локальным нормативным актам, в том числе Соглашению с Департаментом образования о защите персональных данных. Данное направление включает такие разделы, как правовая защита (законы, нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе, организационная защита (регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе) и инженерно-техническая защита (использование различных технических средств, препятствующих нанесению ущерба) (КНИ ссылка выложить на сайт).

Локальная сеть:

В каждом кабинете установлена точка доступа к локальной сети (персональный компьютер или ноутбук). Во всех учебных кабинетах имеются интерактивные доски, телевизоры и проекторы, благодаря которым педагог может демонстрировать цифровые продукты.

Локальная сеть школы дает возможность подключиться к сети Интернет всем компьютерам, ноутбукам, телевизорам и планшетам в любое время и без ограничения по скорости. Именно благодаря этому педагоги и работники имеют возможность поиска информации для уроков, нахождения интересного материала для обучающихся, быстрой и своевременной выдачи домашних заданий, а также проведения дистанционных уроков, связи по видео или аудиосвязи с обучающимися, которые вынуждены были пропустить занятия в основное время по болезни или в связи с выездом в другой город. Локальная сеть физически разделена на два сегмента, но оба сегмента имеют общий сервер для обмена информацией (документам, программами, видеороликами и т.п). У каждого сегмента сети имеется независимый выход в интернет. Школой заключен договор с интернет-провайдерами “Национальный центр информатизации” и ООО “Новая Сибирь Плюс”. Переключение между провайдерами дает возможность бесперебойного доступа в интернет.

Учет возможностей и потребностей местного сообщества

Практика “Цифровая трансформация” рассчитана не только на участников образовательных отношений (учащихся, родителей, педагогов, работников школы), но и социум (социальных партнеров, жителей микрорайона, будущих работодателей, представителей власти и бизнеса). Она учитывает возможности и потребности сообщества, которое в ходе участия в практике объединяется и взаимно обогащает друг друга. Например, студенты 3-4 курсов ФГБОУ ВО “Братский государственный университет” не только знакомят учащихся 8-9 классов с альтернативной энергетикой, но и становятся их наставниками при подготовке к научно-практическим конференциям. Для полноценной работы над проектом в силу отсутствия времени они работают в режиме онлайн, используя цифровые ресурсы.

Учащиеся среднего общего образования начинают обучение людей серебряного возраста компьютерной грамотности со своих родных, с работников школы. Затем к этой группе присоединяются жители микрорайона (youtube.com)

Наши родители – активные участники страницы школы вКонтакте. Они принимают участие в обсуждении школьных образовательных событий, затем становясь их организаторами.

Достаточность обеспечения материально-технических и кадровых условий для эффективной реализации решаемых задач

Среди факторов, благоприятствующих и препятствующих достижению результатов выделяются прежде всего экономичность и достаточность обеспечения материально-технических условий для эффективной реализации решаемых задач.

Обеспечение материально-технических условий достигается благодаря  внебюджетным средствам (грантовые средства, средства благотворителей, платные дополнительные услуги, аренда помещений) и средствам, выделенным из бюджета. Все кабинеты оснащены автоматизированным местом учителя, локальная сеть школы доступна каждому.

Вместе с тем реализация практики “Цифровая трансформация” требует значительного материально-технического обеспечения. Но мы рассматриваем эту трудность как перспективу развития отношений с социумом. Так, видя практическую направленность практики “Цифровая трансформация” и высокие результаты учащихся в конкурсных событиях различных уровней, благотворители в лице ООО “Транснефть-Восток” и фонда “Сибирский характер” выделили школе 1 миллион 900 тысяч рублей на приобретение современного технологического оборудования и ремонта для кабинета технологии и кабинета робототехники (youtube.com).

Только за последние три года существенно обновлена материально-техническая база:

Оборудование Количество
интерактивная доска 12
мультимедийный проектор 16
телевизор 8
принтер 6
сканер 1
МФУ 19
персональный компьютер 76
ноутбук 31
базовые наборы LegoWedo 12
ресурсные наборы LegoWedo 2
LegoWeDo 2.0 5
наборы LEGO MINDSTORMS NXT 3
LEGO MINDSTORMS EV3 13
ресурсныенаборыLEGO MINDSTORMS EV3 2
набор «Космические проекты» 1
набор Матрешка Z 6
планшетный компьютер 12
3D-принтер ZENIT 1
вышивальная машина с ЧПУ 1
цифровой микроскоп 2
цифровая лаборатория 2
документ-камера 2
система голосования 1
цифровой фотоаппарат 1
цифровая видеокамера 1
микшерный пульт с USB–интерфейсом 1
акустическая система 2
радиосистема с микрофоном 1
система видеонаблюдения 1

Систематическая профессиональная подготовка педагогов в области ИКТ, участие в мунициципальном мобильном онлайн марафоне “Трансформация педагога”, проводимого в рамках Мастерской дистанционного урока, организованной МАУ ДПО “Центр развития образования” г. Братска, использование в работе цифровых образовательных инструментов (электронные учебные системы и платформы Учи.ру, Российская электронная школа,  Stepik, Яндекс.учебник), ресурсов, предлагаемых АНО “Центр развития молодежи” города Екатеринбурга, МАУ ДПО “Центр развития образования” города Братска, приложения от Дневник.ру и др.), интерактивных рабочих листов (Wizer.me), интерактивных модулей (Learningapps.org), создание собственных авторских инструментов (“Танграм, Колумбово яйцо”,   “Монгольская головоломка. Квадрат Пифагора”, “Робик”), электронные учебные системы и платформы, позволяет нам говорить о кадровой обеспеченности практики “Цифровая трансформация”.

Основные мероприятия практики соответствуют решению поставленных задач

Для формирования цифровых компетенций участников образовательной деятельности: учащихся, педагогов, родителейс учетом их запросов и интересов проводятся следующие события. Для учащихся организованы курсы внеурочной деятельности, освоение цифровых инструментов на уроках, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, чемпионатах профессиональных компетенций. Для родителей и социума проводятся мастер-классы, хакатоны, практикумы (vk.com), родительские собрания в режиме видеоконференций. Для педагогов выстроена система курсовой подготовки, способствующая формированию цифровых компетенций, внутрикорпоративное обучение, сетевое взаимодействие педагогов, выездные образовательные события, освоение интерактивного оборудование, продвижение профессиональных сайтов педагогов. Для всех участников организованы тематические образовательные зоны с возможностью получения информации и проведения занятий с использованием QR-кодов.

С целью создания условий для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательных отношений в школе проводятся обучающие семинары, практикумы с приглашением IT-специалистов, открытые уроки интерактивной платформы “Проектория” vk.com, обновляется материально-техническая база школы.

Введение дистанционного обучения в образовательную деятельность реализуется на дистанционной площадке Moodle в рамках муниципальной педагогической мастерской “Мастерская дистанционного урока” (m.18bratsk.ru).

Управление образовательной деятельностью с использованием цифровых технологий реализуется на платформе Дневник.ру, через локальную сеть образовательной организации, google-сервисы (рейтинговые таблицы участий учащихся, анкетирование всех участников образовательной деятельности, подготовка отчетов).

Обеспечение информационной безопасности в школе проводится через систему проведения открытых on-line уроков по на платформе цифровая грамотность.рф  для учащихся, педагогов и родителей.

Функционирование online представительства образовательного учреждения и школьного пресс-центра реализуется на сайте образовательного учреждения school18.bratsk.ru, сообществах “Школа 18” и “Майский жук” в социальной сети ВКонтакте. Представители администрации, руководитель и участники школьного пресс-центра обновляют контент, проводят опросы, освещают мероприятия, организую медиакоммуникацию.

Распространение практики в области использования цифровых технологийпроходит на муниципальном (муниципальная стажировочная площадка “Проектирование образовательного пространства в условиях перехода на ФГОС СОО” obrbratsk.ru), региональном, всероссийском уровне и международном уровнях (XXVII Международная ярмарка социально-педагогических инноваций).

Вышеперечисленные мероприятия, проводимые совместно с учащимися, педагогами, родителями и социумом, соответствуют решению поставленных задач. В школе созданы условия для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательных отношений. На инфраструктурно-содержательном уровне обеспечено продвижение компетенций в области цифровизации. Создана система получения репрезентативных данных, обратной связи от родителей обучающихся для прогнозирования развития системы образования. Занятия по индивидуальным учебным планам проводятся не только в очном, но и дистанционном режиме. Формируется сообщество “горизонтального обучения” среди обучающихся и педагогов.

В ходе реализации образовательных событий формируются цифровые компетенции участников образовательных отношений.Единая информационная система становится эффективным механизмом ранней профориентации при выборе будущей профессии и построению траектории собственного развития.Усовершенствована образовательная деятельность по преподаванию предметной области “Технология”.

Управление образовательной деятельностью происходит с использованием цифровых технологий. Сайт школы, страница вКонтакте обеспечивают представление своевременной актуальной информации. Активно функционирует on-line представительство школьного пресс-центра. Обеспеченность Интернет-соединением составляет 100Мб/с.

В школе обеспечена информационная безопасность и созданы условия для развития высококвалифицированных кадров.

Команда практикума “Цифровая трансформация” готова к распространению практики в области использования цифровых технологий.

Востребованность и возможность воспроизведения представленной практики в других образовательных организациях/муниципальных образованиях

Практика “Цифровая трансформация” была представлена в рамках межмуниципальной стажировочной площадки “Система условий реализации основной образовательной программы” в феврале 2020 года. В рамках площадки педагогами школы были представлены наборы инструментов, способствующие формированию цифровой грамотности: веб-квесты, интеллектуальные и терминологические игры, создаваемые на образовательных платформах. Также были даны обзоры приложений, обучающие видео про сервисы для уроков, подборки полезных книг и материалы к урокам.

Продолжением начатого воспроизведения практики “Цифровая трансформация” явились Часы силы, проводимые в рамках социального партнерства с Рыбаков фондом. Учителям школы была предоставлена уникальная возможность поделиться IT-находками с педагогическим сообществом школ Российской Федерации.

В настоящее время команда школы стала активным участником Весенней школы Рыбаков фонда (my.workplace.com). Используя облачные сервисы Google диск, виртуальные доски Trello, Padlet, мы разрабатываем программу  развития команды, определяем ближайшие цели, сильные и слабые стороны участников команды.

Проводимая работа говорит о востребованности практики “Цифровая трансформация” не только на уровне муниципального образования города Братска

Представленная практика цифровизации может быть воспроизведена в других образовательных организациях в полном объеме при соблюдении следующих несложных условий:

  1. Самообразование и взаимообучение кадров, участвующих в реализации практики.
  2. Привлечение внебюджетных средств и средств благотворителей на материально-техническое обеспечение практики.
  3. Заключение договоров о сотрудничестве, договоров о взаимодействии с будущими наставниками.
  4. Организация различных форм обучения: очного, очно-заочного, дистанционного.
  5. Работа с социумом с целью создания единой команды для реализации практики.

В результате реализации практики цифровая образовательная среда образовательной организации станет единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом формирования цифровых компетенций и управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Задать вопрос