Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №18"
муниципального образования г.Братска









Опрос родителей об удовлетворенности питанием в школьной столовой


Проект "Энергетика. Зарядись!"

Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи определяет основные отрасли промышленности Иркутской области, среди которых ведущее место занимает энергетика. В городе Братске находятся Братская ГЭС, ТЭЦ-6, ТЭЦ-7, Северные электрические сети. Братский государственный университет готовит специалистов данной области. Вместе с тем проведенный студентами факультета энергетики и автоматики и учащимися нашей школы  анализ состояния системы показал, что в настоящее время профориентационная работа по данному направлению основывается на многолетних традициях (при динамичном развитии рынка труда и его технологий) и характеризуется фрагментарными попытками внедрения инновационных форм отдельными образовательными организациями. Поэтому школьной командой в рамках модуля "Школа как центра социума" был разработан проект "Энергетика. Зарядись!", направленный на развитие навыков XXI века, необходимых для личностного и профессионального самоопределения в области энергетики учащихся не только нашей школы, но и северных территорий Иркутской области
Ключевой смысл проекта "Энергетика. Зарядись!" заключается в организации сетевого взаимодействия школы, Корпоративного учебно-исследовательского центра "Иркутскэнерго", факультета энергетики и автоматики Братского государственного университета, будущих работодателей, благотворительного фонда "Сибирский характер" и компании дизайна "Белый ветер". Преемственность всех уровней образования, взаимодействие социума, ориентация на формирование навыков XXI века, выражающихся в готовности учащихся к личностному росту и осознанному, ответственному выбору своей профессионально-карьерной траектории в области энергетики позволяют проекту "Энергетика. Зарядись!" решить проблему реализации практикоориентированных форм профориентации.  В связи с тем, что профессиональное самоопределение требует погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст, в проект включено создание музея энергетики и лабораторные и практические занятия на базе школы и лабораторий университета с привлечением социума.
Проект "Энергетика. Зарядись!" актуален в связи с отсутствием единого контента, концепции для личностного и профессионального самоопределения в области энергетики с учетом современных трендов на региональном рынке труда и, соответственно, организованной системы профориентации, соответствующей уровню социально-экономического развития региона. Подобные проекты, охватывающие учащихся всех уровней образования, распространенные на северные территории области, сегодня отсутствуют. Поэтому возрастает его значимость: с детского сада воспитанники имеют возможность изучать основы энергетики и участвовать в выполнении как групповых, так и индивидуальных проектов в данной области, руководителями которых станут студенты 3-4 курсов факультета энергетики и автоматики Братского государственного университета. В ходе выполнения проектов у учащихся формируются soft skills и приходит понимание о hard skills и функциональной грамотности как возможности коммуникации и участия в жизни общества.
Цель проекта: Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в области энергетики, востребованной региональным рынком труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Мониторинг профессионального самоопределения учащихся. Профессиональный отбор.
2. Заполнение карт-навигаторов с указанием предметов индивидуальных учебных планов, взаимодействия с социумом, формирования компетенций.
3. Разработка дизайн-проекта школьного музея энергетики.
4. Создание лабораторных зон: Генерация электроэнергии, Демонстрация устройства и действия трансформатора, Электрическая цепь,   Электроэнергетические системы, Автоматизация электроэнергетических систем, Электроснабжение промышленных предприятий.
5. Разработка программы проекта "Энергетика. Зарядись!".
6. Заключение договоров о сетевом сотрудничестве с социумом: благотворителями,  будущими работодателями, образовательными организациями.
7. Организация экскурсионных профориентационных программ в школе с погружением в индивидуальные итоговые и групповые  практикумы и проекты в рамках открытой вариативной избыточной образовательной среды.
В процессе реализации проекта "Энергетика. Зарядись!" формируются три группы единых soft skills:
1. Мышление (гибкость, критическое мышление, креативное мышление);
2. Взаимодействие с другими (умение вести переговоры и договариваться, взаимодействие с людьми, управление людьми);
3. Взаимодействие с собой (эмоциональный интеллект, формирование собственного мнения в принятии решений,  комплексное решение проблем).
Планируемые hard skills определены учащимися совместно с преподавателями университета и будущими работодателями:
Инженер-энергетик, инженер-электрик: знание различных программ автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом (CAD, CAM, CALS, PDM), программы компьютерного моделирования и анализа, программы управления активом (EAM) и другие подобные инструменты компьютерного проектирования, анализа и управления.
Инженер альтернативной энергетики:  знание стандартов эксплуатации оборудования, навыки организации и проведения ремонтных работ, умение составлять и читать чертежи, работать в специализированных программах.
Инженер интеллектуальных энергосистем: знание программ автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом энергосистем и их элементов (CAD, CAM, CALS, PDM).
Инженер солнечных электростанций: ориентирование в трендах альтернативной энергетики, знание основ законодательства в области энергетики, навыки чертеж, умение работать со статистикой, умение монтировать оборудование.
Функциональная грамотность: математика (углубление), физика (углубление), информатика (углубление), черчение (база).
Таким образом расписаны навыки 45 профессий технологии "Энергетика" (Приложение ...). Каждый учащийся в ходе продвижения в проекте заполняет индивидуальную карту-навигатор, включающую события, на основе которых происходит формирование навыков.
В целях реализации проекта "Энергетика. Зарядись!" разработана система мероприятий. Один раз в четверть для каждой возрастной группы будущие работодатели, преподаватели и студенты БрГУ, учителя физики, инженер-лаборант, учащиеся 10-11 классов организуют события профориетационной направленности:


Мероприятие

Участники

Подготовительная группа детского сада

В мире электричества. Учебный день в школьном музее

Азбука Берегоши. Эксперимент 1. Сравним две лампочки

Азбука Берегоши. Эксперимент 2. Электроприборы в школе и дома

Азбука Берегоши. Проект "Экономим электроэнергию в семье!"

Учащиеся НОО (1-4 классы)

Учебный день в школьном музее
Эксперимент 1. Что такое электрический ток, и как его создают?

Эксперимент 2. Исследование электрических цепей

Эксперимент 3. Что такое действия электрического тока?

Проект "Применение действий электрического тока"

                                                     Учащиеся ООО (5-8 классы)

Учебный день в школьном музее
Эксперимент 1. Генерация электроэнергии

Эксперимент 2. Знакомство с  понятием электрической цепи

Эксперимент 3. Устройство и действие трансформатора

Проект "Путь электроэнергии от источника до потребителя"

Учащиеся ООО (9 классы)

Просмотр он-лайн трансляций сайта "Проектория": Настройся на будущее; TED-лекции от глав крупнейших корпораций и ведущих отраслевых экспертов; Искусственный интеллект: помощник или конкурент?; Дом, в котором хочется жить; Зарядись!

Лекции по альтернативной энергетике студентов 4 курса факультета энергетики и автоматики БрГУ

Учебный день в школьном музее Мониторинг профессионального самоопределения учащихся. Профессиональный отбор

Заполнение карт-навигаторов с указанием предметов индивидуальных учебных планов, взаимодействия с социумом, формирования компетенций с целью профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение. Знакомство с профессиями "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий", "Техник-электрик (Электрические станции, сети и системы)", "Техник-электрик (Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем)", "Техник-теплотехник (Теплоснабжение и теплотехническое оборудование)"

Комплекс лабораторных работ № 1
Измерение переменного напряжения вольтметром при непосредственном способе включения и расширение пределов измерения при помощи трансформатора напряжения.
Измерение переменного тока амперметром при непосредственном способе включения и расширение пределов измерения при помощи трансформатора тока.

Комплекс лабораторных работ № 2
Измерение активной и полной мощности однофазного переменного тока (при различной нагрузке).
Определение коэффициента мощности однофазного переменного тока (при различной нагрузке) ваттметром, вольтметром и амперметром.

Комплекс лабораторных работ № 3
Определение влияния нагрузки на отклонение напряжения в линии электропередачи.
Определение влияния отклонения напряжения на мощность, потребляемую нагрузкой.

Проект "Создание схемы электропроводки квартиры по заданным условиям".

Участие в научно-практической конференции БрГУ по энергетике; World Skills; Профстарте; мастер-классах преподавателей БрГУ.

Учащиеся СОО (10-11 классы)

Просмотр он-лайн трансляций сайта "Проектория": Настройся на будущее; TED-лекции от глав крупнейших корпораций и ведущих отраслевых экспертов; Искусственный интеллект: помощник или конкурент?; Дом, в котором хочется жить; Зарядись!

Проведение уроков технологии на базе БрГУ.

Учебный день в школьном музее
Мониторинг профессионального набора навыков и знаний учащихся.

Заполнение карт-навигаторов с указанием предметов индивидуальных учебных планов, взаимодействия с социумом, формирования компетенций с целью профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение. Знакомство с профессиями: " Инженер-энергетик, инженер-электрик", "Инженер альтернативной энергетики", "Инженер интеллектуальных энергосистем", "Инженер солнечных электростанций"

Комплекс лабораторных работ № 1
Исследование влияния параметров элементов, схемы и режима электрической системы на его устойчивость.
Исследование влияния на статическую устойчивость натурного синхронного генератора вида короткого замыкания в электроэнергетической системе.
Исследование влияния на динамическую устойчивость натурного синхронного генератора длительности короткого замыкания в электроэнергетической системе.

Комплекс лабораторных работ № 2
Определение влияния отклонения напряжения на мощность, потребляемую активной нагрузкой.
Определение влияния отклонения напряжения на мощность, потребляемую индуктивной нагрузкой.
Определение влияния отклонения напряжения на мощность, потребляемую емкостной нагрузкой.
Измерение показателей качества электрической энергии.

Комплекс лабораторных работ № 3
Производство современных типов накопителей электрической энергии,  влияние технологических параметров производства на качество и характеристики выходной продукции.
Принципы работы солнечной фотоэлектрической системы.
Принципы работы ветроэнергетической системы.

Для эффективного решения проблемы личностного и профессионального самоопределения учащихся необходимо:
1.  создавать долгосрочные проекты, основанные на принципе преемственности: от детского сада до потенциальных работодателей.
2. проводить анализ мониторинга профессионального самоопределения учащихся, начиная с 8  класса.
3. мотивировать учащихся через активные формы работы к осознанному выбору профессии: профессиональные пробы, работа на Всероссийских платформах, чемпионаты и конкурсы профессиональных компетенций и другое.
4. использовать story telling людей, успешных в профессии, учащихся, достигших результатов в профориентационных событиях.
5. заключать сетевые профориентационные договоры с социумом.
Готовый к реализации в сообществе проект "Энергетика. Зарядись!" получил высокие экспертные мнения в лице декана факультета энергетики и автоматики Братского государственного университета Татьяны Николаевны Яковкиной и старшего научного сотрудника отдела комплексных и региональных проблем энергетики Сибирского отделения Российской Академии Наук Владислава Альбертовича Шакирова.
Результаты опросов социума (учащихся, педагогических работников, родителей, студентов и преподавателей БрГУ, работодателей), проводимые при подготовке проекта, показали, что проблема личностного и профессионального самоопределения актуальна. Социум не владеет информацией о ведущих кластерах промышленности Иркутской области, условиях обучения в Братском государственном университете, возможностях карьерного роста на предприятиях Иркутскэнерго. Соответственно, возникает проблема дезориентации в выборе дальнейшей траектории развития. Команда проекта учла все проблемы, выявленные в ходе опросов.
Самообследование интеллектуальных, кадровых, финансовых, материально-технических условий показало готовность педагогов, учащихся и социума к реализации проекта при высокой оснащенности необходимым лабораторным оборудованием. При этом используются ресурсы внебюджетных средств школы, БГОБО "Школа XXI века", благотворителей: компании дизайна "Белый ветер", КУИЦ "Иркутскэнерго", благотворительного фонда "Сибирский характер".

 

 

Мы в Контакте

 

Образовательный портал города Братска

Федеральный государственный образовательный стандарт

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный институт педагогических измерений

 

Институт развития образования Иркутской области

 

Федеральный портал "Российское образование"

Для информатизации деятельности школы используются продукты 1С: