МБДОУ «ДСОВ № 101»

Школа социального опыта как условие ранней профориентации дошкольников и профессионального самоопределения учащихся

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:

I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).
Первый этап делится на два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.

II этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.

III этап. Собственно профессиональное самоопределение. На этом этапе три подэтапа: уточнение социально профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).

Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

В рамках реализации в МБОУ «СОШ №18» инновационной деятельности региональной пилотной площадки опережающего введения ФГОС среднего общего образования в Иркутской области (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.06.2013 г. № 611-мр) и региональной инновационной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи» на период 2014-2017 г. (Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 18.04.2014 г. № 174-мр) сформирована система социального партнерства с учреждениями микрорайона.

Одним из социальных партнеров школы является МБДОУ «ДСОВ № 101». В ходе взаимодействия данных образовательных учреждений происходит создание условий для безболезненной адаптации будущих первоклассников к школе, а также процесс социализации и профессионального самоопределения учащихся среднего общего образования, что определено требованиями ФГОС СОО.

Основные положения системы взаимодействия образовательных учреждений заключены в проекте «Школа Социального Опыта», направленном на формирование личностных характеристик учащихся. Таких, как готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, развитие навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Актуальность продукта обусловлена требованиями ФГОС второго поколения, принципами системно-деятельностного подхода к организации обучения и воспитания учащихся, и позволяет решать следующие педагогические задачи:
1. Формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности
2. Приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий
3. Знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе
4. Приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации
5. Получение информации об интересующей профессии, осуществление профессиональных проб.
6. Формирование коммуникативной культуры в деловом общении.

Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101» по профориентационной работе с дошкольниками проходит в виде тематических встреч с учащимися средней школы. Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых планируют совместно со старшим воспитателем и учителями школы. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность совместная деятельность учащихся и дошкольников по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивалась системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применяются традиционные методы обучения и воспитания:
– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы)
– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организуются экскурсии:
– в медицинский кабинет;
– в прачечную;
– в библиотеку;
– в школу;
– в магазин;
– в аптеку;
– в парикмахерскую;
– к светофору;
– на почту;

Учащиеся организуют дидактические игры, читают детям художественную литературу, проводят опыты и эксперименты.

В результате реализации данного направления у выпускников школы будут сформированы такие личностные результаты, как готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, сформированность навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Таким образом, в рамках реализации модуля осуществляется взаимодействие на всех уровнях образования, в том числе между ДОО и НОО, что обеспечивает не только организацию работы по профориентации, но и преемственности.

Данный модуль может быть использован и реализован педагогами дошкольных образовательных организаций, образовательных школ в современных условиях, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к организации обучения и воспитания.

Программа Преемственность “Детский сад – Школа”

Статья “Школа социального опыта как условие ранней профориентации дошкольников и профессионального самоопределения учащихся Ефимова Оксана Александровна, директор МБОУ «СОШ № 18», Красавина Кристина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 101»”

Договор о сотрудничестве МБДОУ «ДСОВ №101» и МБОУ «СОШ № 18 города Братска

Задать вопрос