Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №18"
муниципального образования г.Братска









Книжная полка мистера Лимончелло

Проект Матвеевой Маргариты Эдуардовны, учителя русского языка и литературы

«Дружба, нам свети, словно компас в пути (или о воспитании дружеских взаимоотношений в коллективе подростков и в семье)»

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе подростков и в семье с помощью воспитания интереса к чтению.

Задачи:

1.Провести анкетирование учащихся с целью изучения их понимания собственных читательских интересов; создать читательские группы для преодоления, сложившегося в последнее время в обществе, по словам социологов,  «критического предела пренебрежения чтением»;
2.Установить социальное партнерство с организациями, чья деятельность связана с пропагандой литературного чтения и возрождения семьи;
3.Заинтересовать детей и их родителей предложением участия в проекте, привлечь к активной деятельности;
4.Сформировать группу учащихся-волонтеров для работы в проекте, провести для них инструктаж;
5.Сформировать такие духовно-нравственные ценности, как дружба, товарищество, бескорыстие, почитание родителей, забота о животных путем изучения произведений классических и современных русских и зарубежных произведений для детей и подростков.

Содержание:

Цикличный, запускаемый каждый год для новой параллели библиотечный проект «Дружба, нам свети, словно компас в пути (или о воспитании дружеских взаимоотношений в сообществе подростков и в семье)» является одним из направлений Школы социального опыта.
Проект состоит из трех этапов.
Подготовительный этап «Если с другом вышел в путь» (май-сентябрь)Создание краудсо?рсинговой площадки  (предполагает установление системы социального партнерства с Попечительским советом БГОБО «Школа XXI века», поэтической библиотекой имени В.С. Сербского, ИБЦ Центра развития образования г. Братска, архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня», МБДОУ «ДСОВ № 101», библиотеками школы № 34, лицея № 3. Кроме этого, на первом этапе авторы проекта проводят беседы с учащимися, чье участие планируется в проекте, и заручаются поддержкой родителей. Осуществляется подборка произведений современной и классической русской и зарубежной литературы для детей и подростков, на материале которых будет реализован проект, составляется перечень литературы, рекомендуемой для прочтения родителями. Обеспечивается материально-техническое сопровождение проекта. Определяется команда учащихся-кураторов и педагогов.
Основной этап «Вместе дружная семья!» (октябрь-апрель) включает несколько видов совместных работ учащихся 6-7 классов, их родителей, учащихся-кураторов, библиотекарей, педагогов:
Октябрь - «Вместе весело шагать…» Создание читательских групп, обсуждение их деятельности. Обсуждение основных правил читателя. Создание семейных читательских формуляров. Презентация детских книг для родителей. Родительские собрания по читательской грамотности «Читающие родители – читающие дети», «Как и что читать детям» и т. п.  Обновление на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя» с целью пропаганды книги и чтения.
Популяризация проекта через школьные СМИ: газету «Майский жук» и радио «Перемена».
Ноябрь - «Лучше матери друга не сыщешь». День матери. Портрет мамы (выставка рисунков: акварель, графика, гуашь; теоретические сведения: камерный и парадный портрет). Составление кластера «Моя мама». Презентация «Любимая мамина книга». Акция «Книжка из детства в наследство (любимые книги детства учителей и родителей)». 
Декабрь - «Придет Наум - наставит на ум». Наумов день. День встречи родителей, детей и учителей. Выполнение коллективного задания по плану школы.

Январь - «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Чтение и обсуждение рассказа Виктора Драгунского «Арбузный переулок».
Индивидуальные задания «Секрет моей фамилии» (исследование).
Школьный кинотеатр «Вечерний сеанс». Совместный просмотр кинофильма по повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа» («Ленфильм», режиссёр Игорь Усов,1970г).
Февраль - «Каков брат, такова и сестра».
Обсуждение рассказа Виктора Драгунского «Что я люблю».
Педагогическая мастерская для родителей «Что я люблю».
Написание творческих работ «Любимое занятие нашей семьи», «Любимая книга в нашей семье» для школьной газеты (СМИ).
Март - «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед». Чтение и обсуждение произведений о роли дедушки и бабушки в семье.
Обсуждение с детьми: Анна Гавальда «35 кило надежды».
Разыгрывание сценок из притчи «35 кило надежды».
Рекомендация для самостоятельного чтения: Альберт Лиханов «Мой генерал».
Рекомендация для родителей: Ирина Краева «Баба Яга пишет».
Апрель - «Мне с папой и мамой так повезло!». День семьи. Экскурсия в поэтическую библиотеку имени В.С. Сербского, встреча с Екатериной Сербской, дочерью известного поэта, основателя библиотеки поэзии ХХ века.
День семьи. Создание видеороликов «Мой счастливый день»
Инсценировка по любому из произведений проекта.
Подведение итогов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья».
Подведение итогов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья».
Лучшая инсценировка представлена воспитанникам МБДОУ «ДСОВ № 101».
Заключительный этап «Друг всегда в беде сможет выручить» (сентябрь-апрель) включает в себя работу учащихся-кураторов, библиотекарей, педагогов с ребятами 7 классов, их родителями, и связан с осмыслением понятий «путешествия» и «приключения»
Сентябрь - «Дружбу за деньги не купишь».
Создание на информационных стендах школы плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга», «Советую прочитать». Родительские собрания «Книги, которые читаем всей семьей», «Обзор книг для семейного чтения».
Обсуждение статьи Симона Соловейчика «О друзьях и деньгах». Основные понятия «верный друг, бескорыстная дружба, умение дружить».
Октябрь – «Наши друзья - животные». Экскурсия в частные зверинцы этнографического музея «Ангарская деревня» и заповедника «Конный мир». Изучение жизни сибирских животных.
Чтение и обсуждение книги Людмилы Дунаевой «Дождь».
Создание иллюстраций.
Ноябрь - «С матерью жить, ни горя, ни скуки не знать». День матери. «Рождение семьи» - выставка свадебных фотографий родителей.
Чтение и обсуждение книги Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках».
Рекомендация для самостоятельного прочтения: Людмила Улицкая «Капустное чудо».
Рекомендация для родителей: Анатолий Алексин «Сердечная недостаточность».
Составление паспорта книги.
Декабрь - «Придет Наум - наставит на ум». Наумов день. День встречи родителей, детей и учителей. Создание совместной творческой работы по плану школы. Дружба в группе подростков. Чтение и обсуждение книг Владимир Железников «Чучело», Сергей Иванов «Июнь, июль, август». Школьный кинотеатр «Вечерний сеанс» -  совместный просмотр фильма по повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» (Кинокомпания «Новые люди», режиссёр Иван Твердовский, 2014г)
Январь - «Вместе и дело спорится (общие увлечения друзей)». Обсуждение рассказов Нины Дашевской «Около музыки». Конкурс буктрейлеров «Советуем прочитать».
Февраль - «Дружно за мир стоять – войне не бывать (испытания народа историческими событиями)». Чтение и обсуждение книг: Альберт Лиханов «Крутые горы», «Последние холода», Ольга Громова «Сахарный ребёнок». Проведение экскурсии в школьном музее «Боевой и трудовой славы» (экскурсии для учащихся МБОУ «СОШ №34», МБОУ «Лицей №3», ДОУ №101).
Март - «У похода есть начало, а конца походу нет».
Чтение и обсуждение книг Анатолия Алексина «Узнаёте? Алик Деткин», Нины Дашевской «Ой, то не вечер».
Апрель - «Настоящие друзья – взрослые и дети». День семьи. Семейный конкурс по теме школы. Читаем всей семьёй по ролям.

Итоговое событие. Инсценирование любого произведения проекта. Подведение итогов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья». Заключительная беседа для родителей «Жизнь - бесконечное познание... Возьми свой посох и иди!..» (М. Волошин)

Паспорт проекта>>

Список литературы на лето

 

 

 

Образовательный портал города Братска

Федеральный государственный образовательный стандарт

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный институт педагогических измерений

 

Институт развития образования Иркутской области

 

Федеральный портал "Российское образование"

Для информатизации деятельности школы используются продукты 1С: