Старинное ремесло

Ремесленная мастерская “Десятиручка”

Актуальность проекта: Вопрос о создании ремесленной мастерской “Десятиручка” не возник спонтанно. Ему предшествовали такие вопросы, как почему люди любят День святого Валентина, но не знают о Петре и Февронии? Почему восхищаются католическим Рождеством, а о рассказе “Мальчик у Христа на елке” Ф. Достоевского ничего не слышали? На Хэллоуин вырезают фигуры из тыквы, а про Колядки и Велесову ночь ничего рассказать не могут? С болью в сердце мы повторяем фразу, знакомую всем, но не обретшую смысла: “Без знания прошлого у нас и наших детей нет будущего”. Эта тонкая связующая нить от прошлого к будущему объединяет поколения, которые должны передавать свои традиции и знания. И только на этом фундаменте мы сможем построить сильное государство.

Идея проекта: Основной идеей нашего проекта “Ремесленная мастерская “Десятиручка” является объединение социума и передача традиций от поколения к поколению. Наша школа сильна своими связями с социальными партнерами:  советом ветеранов п. Энергетик, национально-культурными объединениями, Благотворительными фондами, администрацией Падунского округа  г. Братска, родителями и выпускниками. Именно эти люди готовы делиться знаниями и передавать свой опыт в ремесленной мастерской. Также в школе стало доброй традицией проведение Наумова дня – дня встречи родителей, детей, учащихся и социума. В течение последних пяти лет в холодный декабрьский день в школу приходят все, кто готов поделиться своим мастерством и открыть для себя что-то новое. В рамках этого события только в 2019 году представителями социума и выпускниками школы было проведено 42 профориентационных мероприятия (мастер-классы, выставки, диспуты, практики, хакатоны), наиболее востребованными из которых стали лепка из глины, ткачество, лабораторный химический анализ, работа с цифровыми микроскопами, дрессировка собак, ресторанный сервис, правополушарное рисование. В данных мероприятиях приняли участие 823 учащихся, 92 представителя социума (мастера, родители, выпускники, представители работодателей, преподаватели вуза, ССУЗа).

На образовательное событие “Фестиваль культур” для проведения практикумов по обучению народным промыслам ежегодно приглашаются представители разных национально-культурных объединений: литовского, татарского, бурятского, таджикского. В практикумах 2019 года приняли активное участие 650 учащихся и 102 родителя (www.obrbratsk.ru).

Целевая аудитория проекта: 50 воспитанников детских садов 4-5 лет, 150 учащихся 1-11 классов, 100 родителей и людей “серебряного возраста”, 20 выпускников школ. Итого 320 участников, но это не конечная цифра. Потому что на любом этапе реализации проекта к нему могут присоединиться и другие представители социума.

Содержательная часть проекта:

Содержательная часть проекта  включает культурные программы, объединенные темой русской избы. Заходя в нее, человек становится соучастником ее создания. Он узнает, что под первым венцом избы в каждом углу лежат монетка, шерсть, зерно и ладан. Поэтому наша изба теплая и сытая. Знания обстановки избы, расположения предметов в ней помогут участникам проекта по-другому взглянуть на свои корни, историю своей семьи. На первых встречах мы знакомим участников друг с другом, определимся с составом разновозрастных групп и откроем секреты русской избы. Участники проекта узнают о четырех углах русской избы, в которых они будут заниматься: бабий кут, большое место для хозяина, кухонный угол, красный угол.

Первые культурные программы в бабьем куте проведут педагоги. Они познакомят участников с культурой и традициями славянской обережной куклы. Все программы взаимосвязаны между собой и отражают возраст участников.  На одном из первых занятий участники познакомятся с Зайчиком на пальчик – обережной куклой для ребенка с 3-х лет. И узнают, что словами «зай», «зайко» называли огонь. Отсюда произошло и то, что колеблющиеся на стене солнечные блики получили название «солнечных зайчиков». Изготовленные из ткани куклы будут подарены воспитанникам детского сада, чтобы они, оставаясь дома одни, имели такого друга.

Перед праздником Покрова участники проекта готовят солому для изготовления куклы Десятиручки-помощницы. Эту культурную программу с ними проведет выпускница школы. В процессе изготовления куклы все узнают о том, что эта кукла помогала девушкам по хозяйству. А делали ее на праздник Покрова как раз в период свадеб. Куклы будут подарены молодым девушкам и оставлены в нашей избе как помощницы.

Следующий этап программы – работа с бисером и украшение избы оберегами божьего ока. Это изделие мы поместим над входной дверью в избу, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притянет внимание входящего, который забудет о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Заканчиваются культурные программы в бабьем куте работами с тканью и бумагой. Участники украшают вышивкой рушники, плетут крючком, сделанным из вилки, коврики, создают лубочные рождественские картинки. Так мы подходим к празднованию Рождества. И, приготовив вместе кисель и оладьи, за дружным столом рассказываем детям о том, что идет после Рождества. Вспоминаем традиции колядования и святочные гадания. И весь январь колядуем и гадаем.

А с февраля начинаем знакомство с большим местом для хозяина. Это место располагается сразу у входа в избу, чтобы хозяину было удобно выходить за инструментом в сени. По гончарным изделиям с группой работает педагог дополнительного образования школы, который свыше 3 лет ведет кружок глиняной игрушки в школе. Сначала и дети, и взрослые лепят свистульки вручную, а затем, на следующих занятиях, на глиняном круге изготавливают чашки для кухни. Всем будет интересно не только самим сотворить глиняное чудо, но и посмотреть, как оно обжигается в специальной печи.

А вот резьбой по дереву участники займутся в столярной мастерской, как когда-то хозяева дома. Для любимой хозяйки будут сделаны доски и скалки для теста, а затем с помощью ножа-резака и ножа-косяка на них будут вырезаны картинки. На встречу мы пригласим казаков из военно-патриотического клубла “Ладья”, которые на протяжении вот уже многих лет являются нашими социальными партнерами.

После деревянного зодчества участникам проекта предстоит познакомиться с валянием из шерсти и кожевенным мастерством. Эти культурные программы для них проведут представители национально-культурных объединений народов Литвы и Татарстана.

В кухонном углу участников проекта будет ждать матушка – русская печь. В печи раньше не только готовили, но и мылись, и принимали роды. А еще с ее помощью предсказывали погоду. Возле печи участники проекта будут работать с техникой папье-маше: изготавливать пасхальное яйцо и украшать его. А для этого они познакомятся с традиционной росписью: гжельской, хохломской, мезенской, жостовской. С целью знакомства на эту программу мы пригласим нашу родительницу, работающую в Детской школе искусств.

На улице для жителей близлежащих домов мы организуем народные гуляния в честь праздника Пасхи.

А в летний период с уже знакомыми нам соседями мы также будем проводить культурные программы и учить тому, чему сами учились в нашей русской избе.

Осенью мы, после заготовки материала на поделки с выездом в частные угодья, начинаем готовиться к Осенинам, дню Марии-ягодницы и сладостницы.

Таким образом, в ходе подготовки проекта нам удалось решить вопросы организационного и кадрового плана. Отчасти мы решили вопрос финансирования проекта. В школе № 18 имеется кабинет, на ремонт которого потрачено 400 000 рублей внебюджетных средств. Попечительский совет Братской городской общественной благотворительной организации “Школа XXI века”, участвуя в Президентском гранте, рассчитывает потратить выигранные денежные средства на оборудование этого кабинета – русской избы – и приобретение необходимых материалов и техники.

От совместной работы в русской избе мы ожидаем следующие результаты: объединение социума общим делом и увеличение числа участников – до 600, руководство программами возьмет на себя социум – не менее 10 человек, участие в программах жителей микрорайона – не менее 200, увеличится знание русской культуры и проявится интерес к ней у  участников проекта – 90%.

Задать вопрос