Тропа открытий

Задачи проекта “Тропинки открытий” способствуют достижению целевых установок подпроекта “Успех каждого ребенка” Национального проекта “Образование”: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на профессиональную ориентацию в будущем.

Проект “Тропинки открытий” содержит три направления: урочную, внеурочную, научно-исследовательскую деятельность.

  1. Урочная деятельность – это предмет “Окружающий мир” для учащихся 1-4 классов: 2 часа в неделю в каждой группе. 68 часов в год.0
  2. Внеурочная деятельность – это
  • Занятия курса “Тропинки в природу” для воспитанников подготовительной группы детского сада: 1 час в неделю в каждой группе. 34 часа в год:
  • Курсы внеурочной деятельности: “Тропинки в физику” для учащихся 5-6 классов: 0,5 часа в неделю. 17 часов в год, “Тропинки в экологию” для учащихся 5-9 классов: 2 часа в неделю. 68 часов в год; «Окошко в химию» для учащихся 7-ых классов: 0,5 часа в неделю. 17 часов в год; “Аквапоника” для учащихся 5,6,7,8 классов: 2 или 1 час в неделю. 68 или 34 часа в год; “Вопросы анатомии” для учащихся 8, 9 классов: 1 час в неделю. 34 часа в год.
  • Онлайн-путешествия “День Российской науки”, “Через тернии – к звездам”.
  1. Научно-исследовательская деятельность по направлениям:
  • Науки о Земле (Earth Science) – география, минералогия, метеорология, климатология.
  • Науки о водоемах (Water reservoirs Science) – гидрология.
  • Ботаника (Botany) – изучение жизни растений, аквапоника, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение.
  • Охрана природы и окружающей среды. (The nature Conservancy)
  • Агробиология, агрохимия, защита растений (Agricultural Biology and Chemistry, Plant Protection).
  • Фундаментальная медицина, профилактика заболеваний, медицинская генетика (Fundamental medicine, disease prevention, medical genetics).
  • Химия (Chemistry) – неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования
  • Физика и астрономия (Physics and Astronomy) – энергетика, альтернативные источники энергии.

Дошкольное образование

При построении курса “Тропинки в природу” для воспитанников детского сада учтены основные принципы дошкольного образования, регламентированные ФГОС:

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  5. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  7. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Группы воспитанников работают с учителями предметных областей с привлечением сетевых партнеров в соответствии с курсом “Тропинки в природу”.

Курс “Тропинки в природу” способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию воспитанников детского сада.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Курс “Тропинки в природу” для воспитанников 6-7 лет реализуется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Курс “Тропинки в природу” включает следующие разделы:

  1. Введение
  2. Время, погода, небо
  3. Вещество, пространство, почва
  4. Животные и растения
  5. Родной край

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства территории школы и территории, находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации курса “Тропинки в природу”.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, обществознания; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данные целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

Начальное общее образование

Рабочая программа “Окружающий мир” учитывает возрастные особенности детей 6-10 лет и основана на принципе преемственности.

Реализация программы “Окружающий мир” осуществляется учителями-предметниками и ориентирована на становление личностных характеристик выпускника начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Задачи, решаемые в процессе освоения курса, разделяются на два основных направления – естественно и общественнонаучная подготовка учащихся и формирование коммуникативных умений.

Естественно и общественнонаучная подготовка включает:

  • умение обращаться с простейшими приборами;
  • знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
  • умение вести журнал лабораторных исследований;
  • знание научной терминологии и ее правильное применение;
  • навыки систематизации полученных данных;
  • оценка достоверности полученных результатов;
  • умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
  • навыки работы с дополнительной литературой.

Формирование коммуникативных умений через организацию работы в парах и в группе сотрудничества, а также при выполнении проектной деятельности, предусматривает:

  • знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
  • освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
  • формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

Группы работают с учителями начальных классов и учителями предметных областей с привлечением сетевых партнеровв соответствии с программой “Окружающий мир”.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (Приложение 2).

Программа “Окружающий мир” включает следующие разделы:

1 класс:

  • Введение
  • Моя страна, мой город;
  • Время, погода, небо;
  • Животные и растения;
  • Питание и продукты;
  • Здоровье и безопасность;
  • Энергия и коммуникации;
  • Ресурсосбережение, переработка и утилизация;
  • Вещество, пространство и конструкции.

2 класс:

  • Введение
  • Моя страна, мой город. Путешествия и транспорт;
  • Время, погода, небо;
  • Животные и растения;
  • Питание и продукты;
  • Здоровье и безопасность;
  • Общение;
  • Энергия и коммуникации;
  • Ресурсосбережение, переработка и утилизация;
  • Вещество, пространство и конструкции;
  • Ориентирование на местности и транспорт.

3 класс:

  • Введение
  • Моя страна, мой город. Путешествия и транспорт;
  • Погода, небо;
  • Животные, растения, почва;
  • Питание и продукты;
  • Здоровье и безопасность;
  • Коммуникации. Моя безопасность;
  • Экономика. Ресурсосбережение;
  • Вещество, пространство и конструкции;
  • Путешествие. Ориентирование на местности.

4 класс:

  • Введение
  • Время. Небо. Земля и небесные тела;
  • Животные, растения, почва;
  • Здоровье и безопасность;
  • Коммуникации. Моя безопасность;
  • Экономика. Ресурсосбережение;
  • Вещество, пространство и конструкции;
  • Моя страна, мой город. Путешествия.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

– получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

– примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциями правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основное общее образование

(5-6 класс)

Реализация курсов внеурочной деятельности ориентирована на становление личностных характеристик выпускника основной школы в соответствии с требованиями ФГОС:

– любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Курсы ведутся учителями-предметниками и наставниками-учащимися среднего общего образования с привлечением сетевых партнеров.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (Приложение 3).

Курсы внеурочной деятельности являются основанием преемственности при вхождении в изучение курса физики, способствует пониманию теоретических основ и практических навыков предмета.

 

Условия реализации программы

  1. Кадровое обеспечение

Для работы над проектом “Тропинки открытий” определены навыки, которыми необходимо обладать педагогу:

  • комплексное многоуровневое решение педагогических проблем,
  • критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности,
  • креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач,
  • управление людьми,
  • сотрудничество с другими,
  • эмоциональный интеллект,
  • суждение и принятие решений,
  • клиентоориентированность,
  • умение вести переговоры,
  • когнитивная гибкость,
  • селф-менеджмент.

Жесткие навыки педагога (умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебную деятельность, выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательных отношений, чувствовать атмосферу в классе; навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока, применения формирующей оценки; поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь); постоянное стремление совершенствоваться) и знания взяты из Профессионального Стандарта педагога.

Владение данными навыками поможет педагогу не только качественно реализовать свою миссию в проекте, стать наставником, но и привлечь социум, исполнить ожидания всех участников.

 

“Тропинки открытий” – интегрированная программа, направленная на понимание и взаимосвязь природного мира. Название программы, как и её содержание, благотворно влияет на всестороннее развитие личности. Следуя данной программе, легко создавать ситуации удивления, выдвигать гипотезы и предположения, которые выступают мотивом получения знаний.
Через практическую деятельность обучающиеся на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности знакомились с Аквапоникой, где выращивали микрозелень, лабораторным оборудованием в кабинетах химии, физики, биологии и географии, с большим удовольствием изучали и учились работать с наборами “Экознайка”.
Активное использование на уроках и занятиях элементов игры, также способствовало личностному росту учащихся. Очень понравились учащимся уроки, на которых они отправлялись в путешествие по морям и океанам, по материкам и странам. С интересом прошли уроки, где была выстроена групповая работа, и с “рабочим шумом” кипела работа.
Особенно запомнились проекты: “Звёздное небо”, ” Молекулы и атомы”,
“Почему снег белый”, “Грибы нашего леса”, “Охрана животных”, “Состав почвы”, ” Флюгер”.
Для защиты итогового проекта в начальных классах, была выбрана актуальная тема “Экология”, где учащиеся писали письмо в будущее, рассматривали экологические проблемы и предлагали свои способы их решения, а также приобщали к экокультуре, рассказывая про раздельный сбор. Для презентации своего проекта, успешно справлялись с оборудованием и испрользавли ИКТ.
Учащиеся старших классов выбирали себе темы по интересам.
Также, для личностного развития детей, традиционной является научно-исследовательская экспедиция по Братскому водохранилищу, где собираются ребята по интересам и разного возраста.
Будем продолжать работу в данном направлении, мы согласны с тем, что сказал
В.А. Сухомлинский: «Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

 

Задать вопрос