Глобальная цель проекта: создание безмятежной личностно-развивающей образовательной среды для свободного развития учащихся, предупреждения эмоционального выгорания педагогов и установления доверительных отношений между участниками сообщества.
Главная цель проекта:
– создание эмоционально-комфортной среды для развития внутренней готовности к реализации свободы учащихся, восстановления душевного здоровья педагогов, проявления эмпатии и эмоционального интеллекта сообществом.
Промежуточные цели проекта:
- апробация, накопление и дальнейшее тиражирование опыта по созданию эмоционально-комфортной среды на образовательные организации города, региона;
- обновление содержания образования, применение новых форм работы и современных технологий на основе образовательных инструментов Благотворительного фонда «Вклад в будущее»;
- развитие гибких навыков школьной команды и сообщества;
- повышение качества психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений;
- расширение внешних связей, привлечение к сотрудничеству сообщества;
- обеспечение информационного сопровождения Проекта путём освещения в СМИ.
Для улучшения эмоциональных характеристик образовательной среды необходимо снизить уровень отрицательных эмоций. Взаимоотношения педагогов с учащимися и родителями, которые носят преимущественно ролевой, формализованный характер и ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой, перейдут во взаимоотношения доверия и
открытости.
Предоставление свободы выбора, учет интересов и потребностей, возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал в безмятежной среде будут способствовать мотивации к налаживанию отношений, наполненных положительными эмоциями и уважительным отношениям к личности участников сообщества.
С целью повышения уровня эмоциональности образовательной среды планируется проведение занятий для педагогов по предупреждению эмоционального выгорания. В рамках службы примирения нам предстоит обучать учащихся технологиям выстраивания оптимальных межличностных отношений. Этому же будет способствовать использование в работе
методических инструментов Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Также необходимо усилить информационную работу в социальных сетях по продвижению бренда школы для сообщества.
В результате изменений образовательной среды мы планируем подойти к следующим количественным показателям:
Повышение количественных показателей
- по критерию «Эмоциональность» с 2,5 до 5 баллов (среднее арифметическое по всем участникам образовательных отношений);
- по критерию «Активность» родителей с 2,8 до 5 баллов, учащихся с 3,6 до 6 баллов;
Изменение соотношения типов образовательной среды: увеличение безмятежной среды до 10%, уменьшение творческой среды до 32,5%.
Развитие школьного сообщества:
Вовлечение семей в события – до 40%; самореализация школьников – до 50%; принятие решений – до 40%; волонтерство – до 40%.
Новые возможности, создаваемые в ОО для детей и взрослых
Цель: Разностороннее развитие личностного потенциала сообщества, в том числе развитие эмоционального интеллекта и социальных компетенций; расширение возможностей для удовлетворения потребностей учащихся и сообщества в творческом самовыражении; доступность образовательных услуг; повышение имиджа школы на уровне муниципалитета.
Безмятежность коворкинг-центра «Атмосфера» повысят следующие критерии:
- доброжелательная атмосфера;
- вера членов сообщества друг в друга;
- оптимистичные педагоги;
- вовлеченность родителей и сообщества;
- обучение детей навыкам взаимодействия, эмпатии и эмоционального
интеллекта.
Сердечность, позитивный интерес и вовлеченность со стороны социума, строгие границы для неприемлемого поведения любого рода, последовательное применение в случае нарушения этих границ и правил не враждебных санкций, поведение взрослых, которое создает авторитетную модель взаимодействия и воспитания как опора, а не преграда – все это
позволит развивать личностный потенциал.
Образ желаемого состояния ОО (по формуле «3+2»)
Цель: создать образ школы, доступной для сообщества, в итоге построения ЛРОС по формуле «3+2»: дополнить содержание образования, направленное на развитие личностного потенциала учащихся, применить новые оригинальные формы образовательной работы и современных технологий; создать условия для развития коммуникации сообщества через
обновление предметно-образовательной среды.
По итогам реализации проекта будет создана безмятежная среда, способная обеспечить развитие личностного потенциала всех участников школьного сообщества.
– организационно-технологический компонент:
нормативно-правовые документы: Приказ о создании личностно-развивающей образовательной среды, Приказ о внесении изменений в основные образовательные программы, Рабочую программу воспитания; Приказ о создании рабочей группы реализации проекта по развитию личностного потенциала; Приказ об использовании во внеурочной работе
образовательных инструментов Благотворительного фонда «Вклад в будущее»; Положение о взаимодействии в коворкинг-центре «Атмосфера», пространстве «Кубрик»;
программы урочной и внеурочной деятельности, созданные на основе УМК «Школа возможностей»: УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», УМК «Развитие личностного потенциала подростков»;
дополнительные инструменты к УМК СЭР и РЛП: настольная игра «Путь в будущее», хрестоматия художественной литературы для развития ЛП, онлайн-игра «Город эмоций», пакет образовательных решений для родителей;
– социальный компонент:
нормативно-правовые документы: Положение о нормах профессиональной этики педагогов (внесение изменений и дополнений), Положение о службе примирения (внесение изменений и дополнений), Положение о классном руководстве (внесение изменений и дополнений); изменение соотношения типов образовательной среды; увеличение параметров эмоциональности и активности; рост числа педагогов, учеников, родителей, сообщества, участвующих в совместной деятельности;
Повышение имиджа школы.
– пространственно-предметный компонент:
пространство «Кубрик» для учащихся 1-6 классов, родителей и сообщества;
коворкинг-центр «Атмосфера» для учащихся 7-11 классов, родителей и сообщества.
– кадровое обеспечение:
рост числа педагогов, активно использующих способы, технологии, методы, способствующие развитию ЛРОС;
рост числа педагогов, повышающих свою квалификацию (образовательный туризм, внутрикорпоративное обучение) с учетом индивидуальных профессиональных интересов;
рост числа вовлеченных в инициативы сообщества.
– управленческое обеспечение:
управленческая команда, обладающая гибкими навыками и жизнестойкостью;
наличие инициатив как результатов работы управленческой команды.
Главные результаты жизнедеятельности школы
Цель: развитие личностного и творческого потенциала участников программы ЛРОС, социальное признание и поддержка школы социумом. По итогам реализации проекта сформирована среда с увеличением безмятежного типа:
Организационно-технологический компонент:
- создано профессиональное обучающееся сообщество;
- успешно реализуются педагогами Программы урочной и внеурочной деятельности, созданные на основе УМК «Школа возможностей»: УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», УМК «Развитие личностного потенциала подростков»;
- во внеурочное время учащимися используются настольная игра «Путь в будущее», онлайн-игра «Город эмоций»;
- мобильное приложение «Мой выбор» стало основой профориентационных занятий педагога-психолога;
- в рамках онлайн-путешествий используется онлайн-гид «4 сезона»;
- в клубе для родителей используются инструменты «Семья на эмоциях», «МамПапКаст»;
УМК «Школа возможностей» для подростков; - занятия по 4К.
Социальный компонент:
- заключены Соглашения о взаимоотношениях;
- введен в рефлексию второго года реализации программы квадрат эмоций;
- оформлена Открытая стена, на которой каждый может оставить
комментарии или задать вопрос; - организуются события:
Наумов день (день встречи ученика, родителя и учителя);
Мастер-классы «Сообщество – для вас»;
День семьи;
Неделя признательности ученикам;
Фестиваль «Босиком по радуге» для детей с ОВЗ;
Музей проживания книги;
Единые тематические дни;
работает служба примирения.
Пространственно-предметный компонент:
- оформлены стены школы;
- используется модульное пространственное решение «Кубрик», в котором создана определённая культура, позволяющая личности ребёнка развиваться, место, где школьники могут интересно и с пользой проводить свободное от уроков время;
- используется пространство коворкинг-центра «Атмосфера» для развития внутренней свободы учащихся, восстановления душевного здоровья педагогов и взаимодействия с сообществом, итогом которого станут сформированные эмпатия и эмоциональный интеллект.
События и инструменты, используемые нами в ходе реализации проекта, будут корректироваться исходя из данных диагностики.
Соглашение о сотрудничестве МБОУ “СОШ № 18” г. Братска и ГАОУ ВО Москвы “МГПУ”
Дорожная карта (Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе. Развитие личностного потенциала. МБОУ “СОШ №18” муниципального образования города Братска)
Учебное пособие “Развитие личностного потенциала на занятиях”
Методического пособие “Мотивация школьников XXI века: практические советы”