Технологическая инициатива

 Реализация практики

Реализация практики “Технологическая инициатива” проходит в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 18” муниципального образования города Братска при поддержке лесопромышленного, инженерно-строительного, естественнонаучного факультетов, факультета энергетики и автоматики ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”, Братского индустриально-металлургического техникума, Братского торгово-технологического техникума. А также при поддержке организаций, включенных в реализацию проекта “Билет в будущее”: рекламно-производственной компании “Реал”, Братской студии телевидения, ОАО “Иркутскэнерго”, МУ “Центр ГО и ЧС”. Стали традицией выездные профориентационные практики. Только за первое полугодие 2019-2020 учебного года учащиеся приняли участие в Днях открытых дверей Иркутского гидрометеорологического техникума, Иркутского техникума индустрии питания, Филиала ВГИК им. С.А. Герасимова (vk.com; igmt.ru; kulinar65.ru).

Начало реализации практики “Технологическая инициатива” – сентябрь 2018 года – связано с реализацией Концепции преподавания предметной области “Технология” и Национального проекта “Образование”. Практика рассчитана на долгосрочную реализацию, потому что только таким образом мы сможем увидеть достижение цели и выполнение поставленных задач.

Ценности практики

Практика “Технологическая инициатива” представляет ценность прежде всего тем, что содержит инновационные решения поставленных задач, соответствующих требованиям реализации Концепции преподавания предметной области “Технология”.

Целью практики явилось создание условий для формирования технологической грамотности, мягких и жестких компетенций, необходимых для личностного и профессионального развития  обучающихся,  их готовности перехода к новым приоритетам научно-технологического развития.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Совместно с преподавателями ФГБОУ ВО “Братский государственный университет” разработаны методические рекомендации, календарно-тематическое планирование преподавания предметной области “Технология”, по итогам реализации которого будет создан открытый Интернет-банк модулей технологического образования.
  2. Расширен спектр внеурочной деятельности и дополнительного образования, в основе которых лежит проектный метод.
  3. Увеличено количество обучающихся – участников компетенций WorldSkills.
  4. Выявлены обучающиеся, обладающие высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, с целью поддержки технологического творчества.
  5. Обучающимся дана возможность демонстрировать индивидуальные итоговые проекты в ходе открытых презентаций, в соцсетях и на спецпорталах.
  6. Созданы условия для поддержки педагогов – лидеров технологического образования.
  7. Благодаря внебюджетным средствам и благотворительной помощи улучшена материальная база: созданы образовательные зоны, приобретено современное оборудование в кабинеты технологии.

В любом из содержательных направлений практики “Технологическая инициатива” ведущей формой  является проектная деятельность в полном цикле: от выделения проблемы до внедрения результата.

Адресная группа благополучателей

Целевая установка соответствует потребностям благополучателей с учетом преемственности: участников образовательных отношений и социума (родителей, выпускников, людей “серебряного возраста” и социальных партнеров).

Учащиеся 1-4 классов знакомятся с технологиями прошлых эпох, с промыслами народов России; учатся применять ИКТ при изучении всех предметов, включая компьютерный дизайн, анализ данных; приобретают основы программирования для виртуальных моделей. Для них организуются экскурсии, на которых обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.

На уроки технологии обучающиеся делятся на две группы. Первая группа работает с учителем начальных классов в соответствии с рабочей программой по технологии, вторая – с учителем технологии основной школы по профориентационным модулям.

Создание образовательной среды позволяет обучающимся приобрести
компетенции, необходимые  для развития проектной деятельности. В рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования реализуются следующие курсы:  “Занимательная физика”,  “Куборостроение”, “Лего и робототехника”, “Гончарная мастерская”,  “Правополушарное рисование”, “Лоскуток”, “Учусь создавать проект”.

Для качественной реализации практики “Технологическая инициатива” приобретены металлические конструкторы, ткацкие станки, гончарный круг, доски для биговки, инструмент для квиллинга, пяльцы для вышивания, чантинг для росписи по ткани, машинка для вырубки и тиснения, фигурный компостер и многое другое.

В 5-7 классах практика “Технологическая инициатива” способствует формированию информационной и коммуникативной компетентностей, командной работы и инициативности. Во время модульных уроков происходит знакомство с технологиями  в экономике территории проживания учеников и с миром профессий. Практическая часть практики содержится в курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования: “Черчение”, “Вязание”, “Дизайн вокруг нас”, “Формула вкуса”, “Бумажная пластика”, “Гончарное мастерство”, “Основы проектной и исследовательской деятельности”, “Куборостроение”,  “Робототехника”.

Материально-техническое обеспечение практикума также соответствует требованиям Концепции преподавания предметной области “Технология”. В 2019 году приобретены швейные машины, швейные машины с ЧПУ, вязальные машины, вышивальные машины с ЧПУ, кухонное оборудование.

Учащимся 8-11 классов предоставляется возможность модульного изучения предметной области “Технология” через технологии сайта “Проектория”: материалов, энергии, движения, здоровья, спорта, управления, информационные, космические, аграрные, градостроительные технологии,   экологические, химические, креативные технологии. Кроме этого, активизированы следующие форматы:

  • Интеграция уроков: география, химия, биология, физика, технология, ОБЖ, физическая культура;
  • Сетевое взаимодействие с предприятиями, вузами и ссузами, общеобразовательными организациями;
  • Он-лайн уроки Проектории;
  • Участие во Всероссийском проекте ранней профессиональной ориентации учащихся “Билет в будущее”;
  • Участие в чемпионатах JuniorSkills для юниоров 10-17 лет по методике Worldskills в рамках системы чемпионатов “Молодые профессионалы”.

Социальные партнеры в лице родителей, людей “серебряного возраста”, преподавателей и студентов ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”, будущих работодателей, выпускников школы становятся наставниками профориентационных проектов, разрабатываемых обучающимися. Такие события, как TED-лекции с директором Братской ГЭС Молодкиным К.А.,  директором компании “Новая Сибирь Плюс” Рыжковым Е.В., Фестиваль “Босиком по радуге” для детей с ограниченными возможностями здоровья, “Наумов день” способствуют реализации цели практики “Технологическая инициатива”. Проведение  профориентационных мероприятий (мастер-классов, выставок, диспутов, практик, хакатонов) создает условие для формирования технологической грамотности, мягких и жестких компетенций, необходимых для личностного и профессионального развития  обучающихся,  их готовности перехода к новым приоритетам научно-технологического развития. В данных мероприятиях только в 2019 году приняли участие 823 учащихся, 92 представителя социума (мастера, родители, выпускники, представители работодателей, преподаватели вуза).

Таким образом, цель практики сформулирована в соответствии с потребностями каждой группы благополучателей.

 Краткая аннотация практики

Актуальность и новый подход практики заключается прежде всего в том, что подобного опыта организации начального технологического образования, объединяющего социум в единую образовательную сеть, в городе Братске не было. Поэтому при разработке практики “Технологическая инициатива” учитывались возможности и потребности местного сообщества.

Предпосылками к реализации практики “Технологическая инициатива” являются следующие факты: организация сотрудничества, обеспеченность материально-технической базы (Отчёт о результатах самообследования), а также высокие результаты инновационной деятельности по теме проекта (ug.ru; rga.ru).

В рамках практики “Технологическая инициатива” учащиеся участвуют в сетевых проектах (nachalka.com), дистанционном обучении: РЭШ, Фоксфорд, Образовательная платформа LECTA, CERM, открытых уроках и решениях кейсов сайта “Проектория“,  Всероссийском проекте РДШ “Классный час. Перезагрузка“. Благодаря участию в проекте по ранней профессиональной ориентации Билет в будущее учащиеся прошли профессиональные пробы в 12 организациях города Братска. А примерочная профессий сайта “Проектория” позволила им осуществить корректировку карт-навигаторов.

В схеме практика “Технологическая инициатива” представляет следующее:

Основные мероприятия

В рамках реализации практики “Технологическая инициатива” осуществляются мероприятия, рассчитанные как на определенную целевую группу благополучателей, так и на группы смешанного состава.

В рамках урочной деятельности учащиеся 1-4 классов проходят обучение по профориентационным модулям, каждый из которых реализуется в течение четверти. Исходя из небольшого жизненного опыта обучающихся начального общего образования, за основу каждого модуля взята типология профессий Е.А. Климова:

1 классы – Человек-человек (учитель, врач, продавец, экскурсовод).

2 классы – Человек-художественный образ (художник, певец, актер, искусствовед).

3 классы – Человек-природа (ветеринар, садовник, агроном, эколог).

4 классы – Человек-знак (переводчик, звукооператор, геодезист, редактор).

Одним из важных условий реализации  модулей явилась возможность социума участвовать в практикумах. Среди родителей и выпускников школы есть люди вышеназванных профессий, а администрацией заключены договоры о сотрудничестве с ОГБУЗ “Братская городская больница № 2”, Братским драматическим театром, Братским городским объединённым музеем истории освоения Ангары, Братским лесничеством, ООО “Геодезист” и другими.

В 5 классе завершается работа по типологиям: Человек-техника (оператор станков с программным управлением,  столяр, техник-электрик, пекарь).

Таким образом, по завершении 5 класса наши учащиеся владеют информацией о специальностях рабочих и служащих, которые встречаются в их жизни повседневно.

На курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит наполнение практическими навыками, организуются экскурсии на предприятия и в организации.

Изучение завершается защитой групповых проектов, наставниками которых являются родители и выпускники школы.

Учащиеся 6-7 классов также занимаются технологией в группах смешанного состава. Для этого возраста усиливается практическая направленность предмета. На основе знаний, полученных в 1-5 классах, они работают по разделам “Кулинария”, “Материаловедение”, “Машиноведение”, “Интерьер жилого дома”, “Технологии обработки древесины и металла”, “Ремонтно-строительные работы”.

Особую роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Например, в гончарной мастерской учащиеся 6-7 классов работают совместно с родителями и выпускниками школ.

Начиная с 6 класса, учащиеся имеют возможность осваивать дополнительно в рамках внеурочной деятельности основы робототехники, прототипирования, 3Д моделирования, дизайна, вязания с использованием вязальной машины и вышивальной машины с ЧПУ.

Учащиеся 5-7 классов – активные участники межпредметных конкурсных событий технологической направленности:

Интеллектуальные игры «Кота Шредингера»: технология, информатика, биология, ИЗО.

Глубокой древности красоты (культурно-исторические традиции России): окружающий мир, история, литература, технология, музыка, ИЗО.

Арт-город (создание культурного продукта на примере родного города): технология, информатика, ИЗО, литература, биология, английский язык.

От камушков до информатики (изучение информации о развитии счета и создание мини-музея): русский язык, математика, информатика, технология.

Тайны человеческого тела: русский язык, литература, окружающий мир, технология, информатика.

Использование приобретенных знаний и умений на уроках технологии применяются для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач в одном образовательном событии, которое позволяет также скоординировать несколько школьных предметов. Это участие в  образовательных модулях: “Мой школьный учебник”, “Здоровье плюс “, “Семь чудес  воды”,  “У природы на пороге”. В рамках данных модулей учащиеся проявляют свои командные, творческие, технологические навыки в изготовлении итоговых продуктов.

Поддержка технологического творчества обучающихся происходит на муниципальном уровне в рамках таких конкурсных событий, как чемпионат на основе социальной интерактивной игры “ЖЭКА” (obrbratsk.ru), и Межмуниципальный чемпионат по ресурсосбережению в 2020 году (obrbratsk.ru), конкурс творческих проектов младших школьников “Необычно о привычном” (obrbratsk.ru), творческая мастерская для обучающихся 1-х классов “Город мастеров” (obrbratsk.ru), дистанционный конкурс по химии “Индикатор” (obrbratsk.ru),  конкурс творческих мини-проектов “Творчество и рукоделие” (obrbratsk.ru), конкурс по технологии “В творческой мастерской”. На протяжении последних лет учащиеся 9-11 классов становятся призерами и победителями муниципального, регионального и заключительного этапов ВсОШ по технологии (vk.com).

Защита итоговых групповых проектов проходит с участием наставников, которые были активны на протяжении учебного года в занятиях внеурочной деятельностью и дополнительным образованием.

Практика “Технологическая инициатива” для учащихся 8-11 классов имеет профессиональную направленность  и основана на технологиях, представленных сайтом “Проектория”.

В рамках пропедевтики школа совместно с Попечительским советом Братской городской общественной благотворительной организации “Школа XXI века” создала образовательную зону “Проектории” в фойе школы. Теперь не только каждый учащийся, но и любой представитель социума может познакомиться с профессиями будущего. А учащиеся 8-11 классов – выбрать нужную технологию и получить о ней информацию не только в текстовом формате, но и благодаря QR-коду.

Технологии “Проектории” распределены следующим образом”:

8 классы: “Технология здоровья”, “Технологии движения”, “Космические технологии”, “Аграрные технологии”.

9 классы: “Технология спорта”, “Технологии культуры”.

10 классы: “Технологии материалов”, “Технологии энергии”, “Информационные технологии”, ” Градостроительные технологии”.

11 классы: “Креативные технологии”, “Технологии управления”, “Экологические технологии”,  “Химические технологии”.

В основу распределения легли психологические особенности каждого возраста обучающихся и результаты анкетирования, проведенного администрацией школы.

Вариативности образовательной среды способствуют активизация различных форм внеурочной занятости и развертывание сетевого взаимодействия. Это профессиональные пробы, чемпионаты и конкурсы профессиональных компетенций, профориентационная работа на Всероссийских платформах: сайтах “Проектория”, “Билет в будущее”, Navigator.ru. Активно реализуются индивидуальные и групповые проекты в рамках Концепции преподавания предметной области “Технология”.

Проект “Онлайн уроки “Проектории” предлагает участникам шесть ключевых направлений, которые знакомят молодых создателей технологий будущего с актуальными и перспективными профессиональными кластерами. Учащиеся, педагоги и родители нашей школы через личный кабинет на портале просматривают открытые уроки, скачивают записи и полезные материалы к урокам.

Проект по ранней профессиональной ориентации “Билет в будущее” позволил учащимся пройти профессиональные пробы в 12 организациях города Братска по направлениям: “Художественная резка цветов из овощей”, “Я – ведущий новостей”, “Я – спасатель” и другие. А Примерочная профессий сайта “Проектория” позволила им осуществить корректировку карт-навигаторов.

Эффективность предлагаемой системы мероприятий подтверждается участием обучающихся в конкурсных событиях различных уровней и достижением высоких результатов. Так, команда учащихся школы на протяжении последних трех лет является победителем Главного сибирского фестиваля робототехники “РобоСиб” г. Иркутск; победителем Регионального чемпионата “Молодые профессионалы” WorldSkills Russia Иркутской области (юниор) по компетенции “Предпринимательство” в 2018; победителем Национального этапа конкурса проектов “ПрофСтарт” г. Москва, 2019.

Результаты

Полученные результаты востребованы как в ходе реализации практики “Технологическая инициатива”, так и на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях.

В ходе реализации практики на локальном уровне разработано календарно-тематическое планирование преподавания предметной области “Технология”, по итогам реализации которого будет создан открытый Интернет-банк модулей технологического образования; значительно расширен спектр внеурочной деятельности и дополнительного образования, в основе которых лежит проектный метод; произошло знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, перспективных технологий; освоение их базовых элементов; с региональным рынком труда и опытом профессионального самоопределения в рамках Концепции профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области.

Кроме этого, у практикантов сформированы ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества; способность решать изобретательские задачи; базовые навыки применения видов ручного инструмента как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту; умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения.

На муниципальном уровне созданы условия для поддержки педагогов –  лидеров технологического образования. Они являются активными участниками Мастерской дистанционного урока и Школы совершенствования педагогического мастерства по направлению “Проектная технология” (obrbratsk.ru).

На региональном и Всероссийском уровнях выявлены учащиеся, обладающие высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, с целью поддержки технологического творчества. И, как следствие, увеличено количество обучающихся – участников и победителей конкурсных направлений технологической направленности:

 

Событие Ссылка Результат
2017-2018
Чемпионат Иркутской области по Куборо https://irkutsk.news Тулубаев Арсений, призер
Главный сибирский фестиваль робототехники “РобоСиб” г.Иркутск https://1baikal.ru/ Команда “Снежный барс”, победитель
Региональный чемпионат “Молодые профессионалы” WorldSkillsRussia Иркутской области. Компетенция “Предпринимательство” Калмыкова Юлия, призер
Региональный конкурс проектов “ПрофСтарт” http://rga.ru/

 

Гумницкая Анастасия

Каминский Кирилл

Медведева Алена, победители

Чемпионат корпораций “Юниор профи” https://bratsk.irk.today Серебренников Никита, Турукина Анна, призеры
Межмуниципальный фестиваль науки и робототехники https://vk.com/school18bratsk “Огоньки”, победители

“Фиксики”, призеры

“Батарейка”, призеры

2018-2019
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, технология youtube.com
youtube.com
Третьяков Григорий, призер
Региональный чемпионат корпораций “Юниор профи” center-prof38.ru
Главный сибирский фестиваль робототехники “РобоСиб” г.Иркутск popmech.ru “Снежный барс”, победитель

“Бенгальские тигры”, призер

Национальный этап конкурса проектов “ПрофСтарт” rga.ru;  bratsk.irk.today Гумницкая Анастасия

Каминский Кирилл

Медведева Алена, победители

Окружной фестиваль “РобоФест – Западная Сибирь”, г. Омск omskregion.info “Белые медведи”, победитель

“Единорог”, призер

2019-2020
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, технология Чалышева Елизавета, 2 место

Сафронов Андрей, 3 место

V Открытый региональный чемпионат Worldskills. Направление “Ресторанный сервис” http://center-prof38.ru/ Участие
V Открытый региональный чемпионат Worldskills. Направление “Лабораторный химический анализ” http://center-prof38.ru/

https://vk.com/school18bratsk

Лауреат
V Открытый региональный чемпионат Worldskills. Направление “Предпринимательство” https://vk.com/school18bratsk Участие
Всероссийский конкурс профориентационных практик “Проектория” bratsk.irk.today Победитель
Очный этап регионального конкурса проектов “ПрофСтарт” irkobl.ru Бардаков Артем, Федоров Никита, призеры
Главный сибирский фестиваль робототехники “РобоСиб” popmech.ru;

bst.bratsk.ru

obrbratsk.ru;

https://vk.com/robosib

“Снежный барс” ,победитель

“Strangers”, призер

Межмуниципальный фестиваль науки и робототехники “Метеор”, победители

“Друзья”, победители,

“Комета”, победители,

“Горячий кофе”, призеры

“Огоньки”, призеры

“Жучки”, призеры

В 2019-2020 учебном году учащиеся 8-9 классов приняли участие в  трех компетенциях WorldSkills: лабораторный химический анализ, ресторанный сервис, предпринимательство (vk.com; vk.com). Успешным оказался первый опыт участия в компетенции “Лабораторный химический анализ”, где учащийся 9 класса занял третье место.

В настоящее время учащиеся 9, 10 классов готовят научные работы по направлению “Альтернативная энергетика” под руководством студентов 4 курса факультета энергетики и автоматики ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”.  Исследуют одну из предложенных тем: Обращение с бытовыми отходами, Развитие туризма на охраняемых территориях, Устойчивое развитие промышленности – на Всероссийском кейс-чемпионате Eco Cup 2020. Участвуют в межмуниципальном чемпионате по ресурсосбережению.

Обучающимся дана возможность демонстрировать проекты в ходе открытых презентаций, в соцсетях и на спецпорталах: “Проектория”, “Билет в будущее”, “Навигатум”.

В итоге реализации практики “Технологическая инициатива” мы также видим:

  • сформированность у обучающихся soft skills, hard skills и знаний, способствующих их личностному и профессиональному самоопределению;
  • утверждение статуса нашей школы как центра социума, который вовлечен в технологические практики как активный участник;
  • экономическую поддержку через внебюджетные и грантовые средства, средства благотворителей.

Факторы, влияющие на достижение результатов

Среди факторов, благоприятствующих и препятствующих достижению результатов выделяются прежде всего экономичность и достаточность обеспечения условий для эффективной реализации решаемых задач.

Такие направления практики “Технологическая инициатива”, как “Оборудование по стандартам WorldSkills, ЮниорПрофи”, “Образовательные зоны”, требуют значительного материально-технического обеспечения. Но мы рассматриваем эту трудность как перспективу развития отношений с социумом. Видя практическую направленность практики “Технологическая инициатива” и высокие результаты учащихся в конкурсных событиях различных уровней, благотворители в лице ООО “Транснефть-Восток” и фонда “Сибирский характер” выделили 1 миллион 900 тысяч рублей на приобретение современного технологического оборудования и ремонта для кабинета технологии и кабинета робототехники. Сумма 500 тысяч рублей, выигранная в гранте Рыбаков Фонда, направлена на строительство гончарной мастерской.

Достаточность обеспечения материально-технических условий обеспечивается внебюджетными средствами и средствами, выделенными из бюджета. Только за последние три года существенно обновлена материально-техническая база:

Оборудование Количество
базовые наборы LegoWedo 12
ресурсные наборы LegoWedo 2
LegoWeDo 2.0 9
наборы LEGO MINDSTORMS NXT 3
LEGO MINDSTORMS EV3 13
ресурсные наборы LEGO MINDSTORMS EV3 2
набор «Космические проекты» 1
набор Матрешка Z 6
ноутбук 8
персональный компьютер 5
планшетный компьютер 12
тренировочные поля 15
3D-принтер ZENIT 1

Высокой результативности реализации практики “Технологическая инициатива”  способствует Поддержка кураторов, обладающих компетенциями в области технологического образования, корпоративное и внутрикорпоративное взаимообучение участников практики по таким темам, как “Разработка и реализация программ профильного обучения на уровне среднего общего образования ФГАОУ ДПО “Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий”, г. Москва, “Подготовка региональных экспертов по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA”, “Совершенствование содержания и методики преподавания предметной области “Технология” (стажировка по модулю “Электротехника” ГАУ ДПО ИРО “Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования”, г. Иркутск.

Среди факторов, препятствующих достижению результатов, выделяется, прежде всего, недостаток опыта практики построения команды, неумение определять стратегии целей сообщества, отсутствие опыта наставничества со стороны социума, активности педагогов в использовании цифровых инструментов и интереса со стороны будущих работодателей.

Риски реализации практики

Для разрешения проблем, указанных выше,  30 педагогов школы закончили обучение на курсе “Школа как центр социума” онлайн школы “Фоксфорд”. Дополнением  к курсу является система внутрикорпоративного обучения: семинары по командообразованию для педагогов и обучающихся и по наставничеству для социума. Педагоги школы прошли обучение по современным технологиям образования на выездной сессии в г. Красноярске у Geek Teachers.

Увеличивается количество выпускников школы, которые готовы делиться собственным опытом личного и профессионального самоопределения как в очном режиме, так и в формате онлайн. Среди выпускников мы находим наших потенциальных работодателей, готовых предоставить площадку для практики “Технологическая инициатива”. Поддержкой реализации практики является работа Попечительского совета Братской городской общественной благотворительной организации “Школа XXI века”. Для членов Попечительского совета команды школы готовят свои story telling, которые находят поддержку и одобрение.

Онлайн консультации родителей по вопросу поступления обучающихся, участия в конкурсных событиях различных уровней и практиках школы также способствуют минимизации рисков.

Какими навыками, компетенциями, подготовкой должны обладать авторы и исполнители практики

Школа № 18 – организация, дающая возможность учащимся выстроить свой индивидуальный учебный план в соответствии с интересами в области профессионального самоопределения. При этом каждый учащийся понимает, что его образовательный запрос будет исполнен. На первом этапе учащиеся совместно с наставниками – представителями социума – определяют уровень своего владения гибкими навыками (soft skills) согласно классификации Чулановой О.Л., доктора экономических наук:

  1. Мышление (гибкое мышление, критическое мышление, креативное мышление);
  2. Взаимодействие с другими (умение вести переговоры и договариваться, взаимодействие с людьми);
  3. Взаимодействие с собой (эмоциональный интеллект, формирование собственного мнения в принятии решений, комплексное решение проблем).

На этапе участия в практикуме каждый учащийся совместно с наставником определяет те   hard skills, которые необходимы ему для профессионального самоопределения.

Итогом совместной работы педагога-куратора и обучающегося  становится индивидуальная карта-навигатор, заполняемая с 8 класса, куда включается перечень предметов для базового, углубленного и профильного уровней изучения, а также набор ресурсов для овладения необходимыми гибкими и жесткими навыками, которые были определены в ходе совместной работы.

Для работы в практикуме “Технологическая инициатива” определены компетенции педагога. Soft skills (надпредметные навыки): комплексное многоуровневое решение педагогических проблем, критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, управление людьми, сотрудничество с другими, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость, селф-менеджмент. Hard skills педагога (умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебную деятельность, выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательных отношений, чувствовать атмосферу в классе; навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока, применения формирующей оценки; поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь); постоянное стремление совершенствоваться) и знания взяты из Профессионального Стандарта педагога.

Владение данными навыками поможет педагогу не только качественно реализовать свою миссию в практикуме “Технологическая инициатива”, но и привлечь социум, исполнить ожидания всех участников.

Методическое обеспечение практики

Практика “Технологическая инициатива” построена на основе Концепции преподавания предметной области “Технология”, задач Национального проекта “Образование”, Концепции профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области, ресурсов сайтов “Проектория”, “Билет в будущее”, “Навигатум”.

В связи с отсутствием методического обеспечения для педагогов школ команда практикума совместно с преподавателями ФГБОУ ВО “Братский государственный университет” создают открытый Интернет-банк модулей технологического образования, в который войдут рабочие программы, календарно-тематическое планирование, технологические карты, чек-листы, рекомендации. Запуск Интернет-банка планируется на август 2020 года. Наша школа является базовой опорной площадкой на уровне Иркутской области в программе “Развитие образования”

Данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы

Обоснованность применения практики подтверждают экспертные мнения МАУ ДПО “Центр развития образования”, ФГБОУ ВО “Братский государственный университет”, Благотворительного фонда “Сибирский характер”.

Роль социальных партнеров в реализации практики

Социальные партнеры в реализации практики “Технологическая инициатива” выполняют роль наставников. Под наставничеством мы  понимаем отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. В роли наставника выступает любой социальный партнер, обладающий практическим опытом: родитель, выпускник, преподаватель университета, выпускник школы, будущий работодатель.

На уровне начального общего образования и 5-7 классов руководителями групповых проектов по ранней профориентации становятся не только родители и выпускники, но и учащиеся среднего общего образования. Этот опыт наработан на протяжении шести лет в рамках Школы социального опыта. В течение учебного года старшеклассники сопровождают профориентационные модули, помогая куратору-педагогу создавать проект с детьми от идеи до его реализации.

Начиная с 8 класса к родителям и выпускникам присоединяются преподаватели и студенты университета, будущие работодатели, которые становятся руководителями индивидуальных итоговых проектов учащихся 9 и 11 классов. Они помогают учащимся определиться с выбором профессии и  жесткими навыками, необходимыми для овладения этой профессией.

Социальные партнеры  участвуют в организации и проведении внеурочных событий. Например, в рамках традиционного образовательного события “Наумов день” социальными партнерами было проведено 42 профориентационных мероприятия (мастер-классы, выставки, диспуты, практики, хакатоны), наиболее востребованными из которых стали лепка из глины, ткачество, лабораторный химический анализ, работа с цифровыми микроскопами, дрессировка собак, ресторанный сервис, правополушарное рисование. В данных мероприятиях приняли участие 823 учащихся, 92 представителя социума (мастера, родители, выпускники, представители работодателей, преподаватели вуза, ССУЗа).

На образовательное событие “Фестиваль культур” для проведения практикумов по обучению народным промыслам были приглашены представители разных национально-культурных объединений: литовского, татарского, бурятского, таджикского. В практикумах приняли активное участие 650 учащихся и 102 родителя (obrbratsk.ru).

Позитивные изменения (результаты) у благополучателей

Полученные результаты, говорящие о позитивных изменениях, связаны с решением задач реализации практики “Технологическая инициатива”.

Также результат сформированности гибких навыков служит основой для определения эффективности разработанной, реализованной практики. Основными параметрами стали мышление (гибкое, креативное, критическое), взаимодействие с другими (умение вести переговоры и договариваться,взаимодействие с людьми), взаимодействие с собой (эмоциональный интеллект, формирование собственного мнения в принятии решений, комплексное решение проблем).

При защите индивидуальных итоговых проектов учащиеся демонстрируют способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. 92 % выпускников ООО и СОО защитили проекты на повышенном уровне. Происходит увеличение количества обучающихся – победителей регионального этапа и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. О чем свидетельствуют следующие данные: Третьяков Григорий, учащийся 11 класса, занял третье место по технологии на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в г. Санкт-Петербурге. На региональном этапе учащиеся стали призерами по обществознанию, праву, технологии.

О решении поставленных задач, качестве изменений, произошедших в школьном сообществе свидетельствуют высокая вовлеченность учащихся в жизнь школы – 96%, повышение их интереса к обучению на 36%, снижение уровня стресса – на 46%.

Работа над созданием единого информационно-образовательного контента с учетом современных трендов на региональном рынке труда и современном образовании через очные практикумы в музее энергетики, школьных лабораториях, выставках с привлечением наших наставников говорит об интересе социума (начиная от родителей и заканчивая потенциальными работодателями) к школе.

Интерес к реализуемой практике подтверждается образовательным заказом других школ на проведение мастер-классов педагогами школы. Сегодня публичная информация об опыте реализации практикума представлена в публикациях, на семинарах, вебинарах, конференциях различного уровня:

 

Форма мероприятия,  название Уровень мероприятия ФИО

участника, должность

Тема представленного опыта
Публикации
1. Сборник статей участников региональной конференции “ФГОС ОО: от цели к результату”, Иркутск 2019 Региональный Ефимова О.А., директор

 

Кузнецова Т.Н., заместитель директора

Школа адаптивной культуры как модель комплексного сопровождения учащихся

Создание интегрированной среды в школе

Конференции
  II Региональная конференция с всероссийским участием в формате БарКэмп “ФГОС ОО: от цели к результату” Региональный Тукмачева И.М., руководитель МО учителей технологии

Кузнецова Т.Н., заместитель директора

Концепция предметной области “Технология” и Проектория как ресурс реализации профильного образования

Зона взаимодействия образовательных систем в профессиональном самоопределении учащихся

Вебинары, семинары
1. Вебинар “Преемственность в образовании” всероссийский

preemstvennost.ru

Ефимова О.А., директор

Кузнецова Т.Н., заместитель директора

Школа адаптивной культуры: создание условий для самостоятельного выбора образовательного маршрута

2. Вебинар на сайте “Преемственность в образовании” всероссийский

preemstvennost.ru

Ефимова О.А., директор

Кузнецова Т.Н., заместитель директора

Преемственность в формировании профессионального самоопределения школьников: от воспитанников детского сада до выпускников школы
3. Вебинар Института развития образования Иркутской области региональный

 

Ефимова О.А., директор Проектория: шаг в будущее
4. Представление успешной практики в рамках августовских встреч, 2019 муниципальный

obrbratsk.ru

Ефимова О.А., директор

 

Внутренняя система оценки качества образования
5. Представление успешной практики в рамках августовских встреч, 2019 муниципальный

obrbratsk.ru

Золотухина Л.Ю., руководитель МО учителей иностранных языков Новая оценка качества образования. Не ожидание, а действие
6. Региональный Форум “Роль женщины в реализации национальных проектов”. Дискуссионная площадка “Образование” региональный

vk.com

Ефимова О.А., директор

 

Преемственность уровней образования в личностном и профессиональном самоопределении учащихся

Авторы-разработчики:

№№ ФИО Должность Место работы
1 Ефимова Оксана Александровна директор МБОУ “СОШ № 18” МО г. Братска
2 Кузнецова Татьяна Николаевна заместитель директора по УВР МБОУ “СОШ № 18” МО г. Братска
3 Любарский Дмитрий Викторович учитель технологии МБОУ “СОШ № 18” МО г. Братска
4 Тукмачева Ирина Михайловна учитель технологии МБОУ “СОШ № 18” МО г. Братска
5 Юрикова Мария Валерьевна учитель технологии МБОУ “СОШ № 18” МО г. Братска

Задать вопрос