Родителям

Психологическое сопровождение ЕГЭ

Уважаемые родители!

 Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

 

Поведение родителей

 В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  • Никогда не сравнивайте своих детей с другими. Как известно, люди отличаются друг от друга по своим личностным качествам, также как ростом, цветом глаз и т.д. не могут быть одинаковыми и их успехи.
  • Помните, ваш ребенок не должен выступать в роли способа утвердиться перед другими. Никогда не ищите поводов похвастаться своим ребенком. Не говорите фразы типа «что я скажу другим…», «ты выставишь меня в плохом свете…», «все будут говорить, что мой ребенок…»
  • Очень часто старясь активизировать ребенка к подготовке к экзамену, вы можете только увеличить беспокойство. Не делайте из экзамена вопрос жизни и смерти.
  • Не следует оказывать на ребенка давление. Некоторые родители пытаясь активизировать ребенка начинают описывать страшные картины, что с ним будет, если он не сдаст экзамен.
  • Создайте спокойную обстановку для подготовки к экзамену. Дайте понять, что ребенок вам очень дорог.
  • Важны интересы и способности вашего ребенка. Вы можете помогать ему советами, правильно направить его. Но ни в коем случае не оставлять последнее слово за собой, пусть этот выбор останется за вашим ребенком

Помните:

Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

[свернуть]
Советы родителям детей подросткового возраста

Советы родителям детей подросткового возраста на каждый день

Старайтесь замечать даже маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.

  1. Учитесь безусловно любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он отличник, способный или хороший помощник.
  2. Важно сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе и своих силах:

– отмечайте позитивные черты личности Ваших детей, при этом дочери делайте комплименты, подчеркивая черты ее женственности, сыну говорите о его достоинствах.

          Хвалите своих детей, когда у Вас просто хорошее настроение!!!

– не сравнивайте ребенка с другими, более благополучными, детьми;

– старайтесь не оценивать его, полюбите его недостатки, спросив себя: «Для чего моему ребенку лень?» («Для чего ему упрямство?» и т.п.)

Есть ли у Вас, дорогой родитель, такие же качества личности – недостатки? Для чего они Вам?

  1. Избегайте приказов, угроз, морали и нравоучений, оскорблений и высмеиваний при общении с ребенком.
  2. В общении с ребенком используйте «я – сообщение», «я – чувство». Больше хвалите, поощряйте самостоятельную деятельность ребенка.
  3. Будьте союзником в позитивных начинаниях и его другом.
  4. Дайте возможность ребенку общаться со сверстниками, сохраняйте доверительные и искренние отношения с ребенком и его друзьями.
  5. Важно сформировать у ребенка хобби с учетом его способностей и желаний, а не желаний родителей.

Необходимо уже в этом возрасте сориентировать ребенка на выбор будущей профессии.

  1. Важно сформировать стрессоустойчивую личность. Для этого надо научиться способам совпадающего со стрессом поведения и осознать, что же приносить в жизни удовольствие.

Умейте быть счастливыми, любите себя. С радостью проживайте все трудности вместе со своим ребенком. И с удовольствием взрослейте вместе с ним!

 Работайте вместе с ребенком над собой!

Развивайтесь вместе с Вашими детьми!

[свернуть]
Трудности подросткового возраста

Трудности подросткового возраста.

Чем меньше хлопот доставляет нам ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем неожиданнее бывают изменения, наступающие в подростковом периоде. Наша неподготовленность к кризису подросткового возраста нередко усугубляет нарушения поведения и характера. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.

Своеволие, постоянное стремление к самостоятельности, упрямство. Бурно развивается самоанализ и критическая оценка других, в том числе и родителей. Оценки людей часто меняются. Подросток не любит противоречий, поэтому критикует весьма часто. Достается, конечно, и родителям. Не сдержали они в чемто слово, проявили непоследовательность – все это тут же ставится им в упрек. Критикуются все взрослые. Ниспровергаются авторитеты. Ребенок ищет истинного героя, достойного подражания во всем, ибо он страстно хочет стать настоящим человеком. Не стоит рассматривать непокорность подростка, как признак нарастающей «испорченности»… Дети воспринимают предупреждения о возможных опасных последствиях как слишком абстрактные, к ним лично не относящиеся. Если и обеспокоен чемто ребенок, так заботой о том, чтобы не узнали родители, а то пропадет. С особой силой привлекают атрибуты взрослой жизни: одежда, прическа, косметика, курение, употребление алкоголя… Ко всему этому, подросток еще недостаточно ориентируется во всех сложностях человеческих отношений. Мы не можем спокойно ждать, пока подросток наконец поймет, на каком рубеже смелость переходит в наглость, а независимость – в распущенность. Но как же действовать? С одной стороны силу применять нецелесообразно, а с другой – нельзя спокойно наблюдать. Главной педагогической ошибкой многих родителей является то, что они пытаются вложить в ребенка готовые убеждения, итоговые результаты своего личного и общечеловеческого опыта.

А у ребенка – стремление постигать все на собственном опыте. Поэтому готовые истины он воспринимает неохотно, пассивно, не всегда вдохновляется ими. Личность формируется в активных действиях, а не путем запоминания правил. Подростковый возраст отличается особенностью, что многие нарушения производятся демонстративно. Доброте, самостоятельности и справедливости должен учиться ребенок в течение детства. Но этому нельзя научиться только путем запоминания родительских наставлений. Прежде всего повседневная жизнь в семье должна прививать эти качества ребенку. И если эти чувства доброты и справедливости не получили своего развития, то стремление к самостоятельности легко может вылиться в безответственное бунтарство, бессмысленную агрессивность.

Не поздно ли учить доброте и справедливости в подростковом возрасте? Нет. Потребность в доброте ощущается человеком на протяжении всей жизни. Справедливость же – самая приемлемая для подростка сила и логика. Важно только, чтобы эта справедливость была понятной. Но из этого не следует, что ее нужно упрощать, делать примитивной: родителям необходимо усложнять свои мотивировки в соответствии с усложняющимся мировоззрением подростка.

Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» друзья, семья, учителя. Наиболее очевидны физические изменения: рост, половое созревание. Просыпаются генетические программы, которые подобно скульпторам, начинают создавать обновленный облик девушки или юноши. Этот процесс сопряжен не только с радостями, но и с трудностями. Недавняя детская легкость и резвость сменяются неуклюжестью. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей, полнотой.

Физические изменения вызывают смятения в душе. Почему я такой худой (толстый)?  И т.д.  Каждый орган развивается в своем темпе, чем объясняются непропорционально длинные конечности, высокий детский голос у здоровенного парня.

Если биологические процессы происходят непроизвольно, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном проявляется все, с чем ребенок пришел в мир: темперамент, способности. Теперь из этого материала предстоит создать личность – то, что в скором будущем позволит распоряжаться собственной жизнью, самостоятельно принимать все решения. Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в себе ребенка, кем он был совсем недавно, остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Ему кажется, что все только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность, поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «провалиться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений.

Самое важное – отношения с людьми. Они отодвигают на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс: именно свойственная данному возрасту поглощенность собой мешает взаимопониманию с окружающими. Часто становятся очень напряженными отношения в семье. Подросток вдруг видит вместо самого сильного, мудрого и справедливого на свете отца какого-то почти незнакомого человека – раздраженного. Вместо лучшей в мире, самой красивой и доброй мамы – уставшую женщину. Естественно, свои предпочтения подросток считает единственно верными, а родительские – устаревшими и скучными. Даже если это не говорится вслух, то сквозит в голосе и взгляде, на что порой взрослые обижаются как дети.

Подросток и его родители живут словно в разных системах координат: он стремительно меняется – они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял самостоятельность – у него получается наоборот.

Напуганные происходящими в любимом ребенке изменениями, родители срочно берутся за воспитание, чем окончательно портят отношения. Сын или дочь приходят к выводу, что «ними не о чем разговаривать», и вместе с тем страдают от одиночества, хотят возобновить контакт – и не знают как. А в итоге отдаляются от семьи, подчеркивают свое равнодушие. Исследования психологов показывают, что причиной тяжелых переживаний и попыток самоубийств 1215 летних в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно уверены, что «ему все равно», «ей на нас наплевать».

Особую роль в жизни подростков играют сверстники. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл, лишь когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям». Роль белой вороны, изгоя для него намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Подросток стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Развивается целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих вырастить своего ребенка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, раздражает подобный стадный конформизм. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуально развитому, чем их ребенок, и обладающему неприятными чертами характера. Но тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчеркивания своей неповторимости, а это произойдет уже скоро.

Дарите детям любовь: материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей/ авт.сост. Н.А.Максименко.Волгоград: Учитель,2006. Стр.137141.

Проблемы подросткового периода.

В один прекрасный день вы вдруг замечаете, что ваш сын превратился из мальчика в молодого мужчину. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы облегчить путь взросления вашего ребенка. У девочек организм испытывает еще более сложные изменения, чем у мальчиков, так как ему надо готовиться к материнству. Самыми трудными месяцами в жизни подростка оказываются те, которые приходятся на возраст в 1314 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых. Велика тяжесть последствий таких ситуаций: никто не захотел сесть рядом; никто не пригласил на мероприятие; над ним посмеялись; утром, проснувшись, он обнаруживает у себя на лбу семь новых прыщиков… Многим мальчикам и девочкам приходится сталкиваться с подобными конфликтами в течение всего подросткового периода. Человек никогда не может забыть этих переживаний.

Расскажите ребенку, что в его организме происходит быстрый рост, поглощающий его силу и энергию на некоторое время. Поэтому детям с самого раннего возрасте необходимо больше спать и лучше питаться. Поведайте ребенку о предстоящих изменениях в его теле, во всем организме, что ведет к постепенному взрослению человека. Особенно важно обсудить со своими детьми сроки полового созревания, так как время начала этих процессов вызывает порой неоправданные огорчения. Половое созревание у мальчиков происходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек – в период от 12 до 17 лет. Дети, у которых они появились очень рано, и те, у которых они начались позже, обычно сталкиваются с психологическими проблемами. Беседуя со своими детьми, стоящими на пороге подросткового возраста, постарайтесь убедить их в том, что нет ничего ненормального, когда одни дети развиваются быстрее, а другие – медленнее, чем большинство их сверстников. Это не означает нарушения их здоровья. Если ваш ребенок уже понял, что развивается медленнее своих сверстников, то он особенно нуждается в таком разговоре, который должен вселить силы, мужество и уверенность в будущем. Ваши убеждения должны помочь ему избавиться от страха и беспокойства в связи с его физическим развитием.

Нет ничего необычного в том, что мальчики и девочки испытывают усталость в период полового созревания. Все физические ресурсы детского организма в течение этого времени отдаются процессу быстрого роста, поэтому на остальные формы активности может оставаться мало энергии. Как это ни удивительно, но подростки 1213 лет действительно нуждаются в большем количестве отдыха, чем это было необходимо им в возрасте 910 лет. Позволяйте важно придерживаться сбалансированной диеты. Пончики и сладости мало подходят для этих целей.

Необходимо понять, что большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они еще остаются детьми. У подростка появляется специфическая манера поведения и определенный стиль в одежде, подчеркивающий его индивидуальность. При возникновении у ребенка проблем родителям надо быть надежными союзниками в их преодолении, поддерживая дух подростка, вмешиваясь в ситуацию, когда она несет серьезную угрозу, но обязательно давая возможность самостоятельно преодолевать препятствия. Переживания подростков имеют под собой гормональную почву. По возможности необходимо руководить поведением подростка, но не задевая его самолюбия и не вызывая у него агрессивности. Поддерживайте его своей любовью.

[свернуть]
Адаптация пятиклассников

[свернуть]

Задать вопрос